Программа_развития_школы_№86 на 2025-2028гг

1

2

Оглавление
1
2
3
4
5
5.1
5.2

5.3
5.4
6

Паспорт
Информационная справка МАОУ СОШ № 86
Проблемно ориентированный анализ текущего состояния и результатов
самодиагностики
Концепция развития школы
Проекты программы развития МАОУ СОШ № 86 на период 2025-2028
годы
Проект «Повышение качества образования: стратегия и управление»
Проект «Дополнительное образование и внеурочная деятельность в
школе как инструмент самореализации всех участников
образовательного процесса»
Проект «Школьная команда: становление, активность, успех»
Проект «Взаимодействие семьи и школы: от школьной парты до
успешной карьеры»
Механизм управления реализацией программы развития

3
8
10
15
16
16
19

21
23
24

3

ПАСПОРТ
Наименование
Программы

Программа
развития
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 86 на 2025-2028г.г.

Назначение
Программы

Программа развития является нормативным документом,
определяющим цели и основные направления деятельности
коллектива по созданию условий, способствующих развитию
образовательного учреждения и переводу в новое качественное
состояние

Основания
разработки
Программы
развития

Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. N 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и
на перспективу до 2036 года».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования».
4. Постановление Правительства Свердловской области от
30.08.2016 № 595-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по
реализации Стратегии социально- экономического развития
Свердловской области на 2016 – 2030 годы».
5. Постановление Правительства Свердловской области от
18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития
образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
6. Постановление Правительства Свердловской области
от
19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении Государственной
программы
Свердловской
области
"Развитие
системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской
области».
7. Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об
утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
8. Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года,
утвержденный Решением Екатеринбургской городской Думы от
25.05.2018 № 12/81 «О внесении изменений в Решение
Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 № 40/6 «О
Стратегическом плане развития Екатеринбурга».
9. Постановление № 1523 от 07.06.2022 «Об утверждении
Стратегического проекта «Екатеринбургское образование –
стандарт «Пять звезд».

Разработчики
Программы
развития

Администрация и педагогический коллектив МАОУ СОШ №86,
родители (законные представители), социальные партнеры:
- ФГАОУ ВО «Уральский государственный педагогический
университет»;
- МАОУ ДО «Городской детский экологический центр»;

4

- ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный Университет имени
первого
Президента
России
Б.Н.
Ельцина»
(Школа
Государственного управления и предпринимательства Института
экономики и управления);
- МАУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества
«Химмашевец»;
- ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический
университет»;
- ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум химического
машиностроения»
Исполнители
программы

Участники образовательных отношений (администрация школы,
педагогические работники, обучающиеся, родители (законные
представители), социальные партнеры

Цель программы

Повышение к 2028 году качества образования в школе до 68% на
уровне начального общего образования, до 45% на уровне
основного общего образования, до 55% на уровне среднего общего
образования через реализацию индивидуальных образовательных
маршрутов
и
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся;
повышение
уровня
профессиональной
компетентности
педагогов;
повышение
качества
профориентационной работы, направленной на самоопределение
детей; поддержку и развитие родительских инициатив как формы
соуправления образовательной организацией.

Задачи программы

1. Повышение качества и результатов образования в школе через
обновление содержания и технологий образования, развитие
вариативности реализуемых образовательных программ и
совершенствование оценочной деятельности.
2. Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей,
индивидуализация образования посредством повышения качества
дополнительного образования в школе и работы по
сопровождению одарённых и социальноактивных обучающихся.
3. Развитие кадрового потенциала школы через создание системы
привлечения педагогических кадров и отработку новых процедур
повышения качества педагогического труда, поддержку и
сопровождение молодых специалистов.
4. Организация взаимодействия школы, семьи и общества через
вовлечение общественности в процесс управления и оценки
деятельности школы.
5. Повышение эффективности воспитательной деятельности в
школе через вовлечение обучающихся в детские и молодежные
проекты, волонтерское движение, оказание профориентационной
поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности.

Проекты

Проект «Повышение качества образования: стратегия и
управление»;
Проект «Дополнительное образование и внеурочная деятельность
в школе как инструмент самореализации всех участников
образовательного процесса»;

5

Проект «Школьная команда: становление, активность, успех»;
Проект «Сетевое взаимодействие: от школьной парты до
успешной карьеры»
Ожидаемые
результаты,
целевые показатели
Программы

Задача 1
Повышение качества и результатов образования в школе
через обновление содержания и технологий образования,
развитие вариативности реализуемых образовательных
программ и совершенствование оценочной деятельности
1. Повышение качества образования:
на уровне начального общего образования до 68%, основного
общего образования до 45%, среднего общего образования до
55%.
2. Обеспечение не менее 5% участников ЕГЭ, сдающих один
предмет по выбору на высоком уровне (80 баллов и выше).
3. Обеспечение участия в олимпиадном движении не менее 82%
обучающихся 5-11 классов от общей численности школьников 511 классов;
4. 10% от общего количества участников являются призерами и
победителями олимпиады муниципального уровня;
5. Охват психолого-педагогическим сопровождением в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом не
менее 100% обучающихся с ОВЗ;
6. Не менее 100% педагогических работников применяют в своей
деятельности систему критериального и формирующего
оценивания;
7. 100% педагогических работников проходят повышение
квалификации в области инклюзивного образования
Задача 2
Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей,
индивидуализация образования посредством повышения
качества дополнительного образования в школе и работы по
сопровождению
одарённых
и
социальноактивных
обучающихся
1. Реализуется не менее 12 программ дополнительного
образования по 6 направленностям;
2. Количество детей, охваченных программами дополнительного
образования не менее 98%;
3. Увеличение количества обучающихся, вовлеченных в
деятельность детских и молодежных общественных объединений
на базе образовательной организации до 85%;
4. Количество обучающихся, принимающих участие в конкурсах
различных уровней не менее 50% от общего количества
обучающихся;
5. Охват внеурочной деятельностью:
- не менее 100% для информационно-просветительских занятий
«Разговоры о важном» в 1–11 классах;
- не менее 100% для занятий по курсу «Россия — мои
горизонты» в 6–11 классах;

6

- не менее 80% для прочих занятий внеурочной деятельности на
базе школы.
Задача 3
Развитие кадрового потенциала школы через создание
системы привлечения педагогических кадров и отработку
новых процедур повышения качества педагогического труда,
поддержку и сопровождение молодых специалистов
1. 100% педагогов имеют индивидуальные образовательные
маршруты повышения профессиональных компетенций;
2. Не менее20 % педагогов вовлечены в модели наставничества;
3. Не менее 10% педагогов занимаются инновационной
деятельностью, участвуют в конкурсах на различных уровнях;
4. Не менее 90% педагогов аттестованы на первую и высшую
квалификационную категорию;
5. Транслируют опыт профессиональной деятельности не менее
90% педагогов.
Задача 4
Организация взаимодействия школы, семьи и общества через
вовлечение общественности в процесс управления и оценки
деятельности школы
1. Результаты независимой оценки качества образования – не ниже
90%;
2. Участие родителей в управлении школой через эффективное
функционирование общешкольного родительского комитета;
3. Участие в проекте «Инициативное бюджетирование» совместно
с родительской общественностью.
Задача 5
Повышение эффективности воспитательной деятельности в
школе через вовлечение обучающихся в детские и
молодежные проекты, волонтерское движение, оказание
профориентационной поддержки обучающимся в процессе
выбора
профиля
обучения
и
сферы
будущей
профессиональной деятельности
1. Реализация Единой модели профориентации на основном
уровне;
2. Доля обучающихся, задействованных в реализации
образовательных программ в сетевой форме на уровне ООО, СОО
– не менее 80 %;
3. Доля обучающихся, прошедших профессиональные пробы на
уровне ООО (8-9 классы), СОО (10-11 классы) – не менее 100 %;
4. Доля обучающихся, прошедших профессиональную
диагностику на уровне ООО (8-9 классы), СОО (10-11 классы) –
100 %;
5. Количество обучающихся, принимающих участие в Чемпионате
«Молодые профессионалы»:
- компетенция «Предпринимательство» - не менее 3 человек;
- компетенция «Музейная педагогика» - не менее 2 человек;
- компетенция «Охрана окружающей среды» - не менее 2 человек;
- компетенция «Производство молочной продукции» - не менее 1
человека;
в конкурсе «Абилимпикс» - не менее 1 человека;

7

6. Доля обучающихся и их родителей (законных представителей),
удовлетворённых качеством реализации образовательных
программ в сетевой форме – не менее 90%;
7. Доля обучающихся профильных классов, поступающих в СУЗы,
ВУЗы в соответствии с выбранными профилями – не менее 70 %;
8. Увеличение количества социальных партнеров различной
направленности в рамках профориентационной работы до 5.
9. Реализация социально значимых проектов в сетевой форме – не
менее 2 в год.
Контроль
выполнением
Программы

за Проводится внутренними экспертами (администрация, педагоги,
обучающиеся
и
внешними
экспертами
(родители,
общественность) два раза в год с целью уточнения и
корректировки дальнейших действий. Результаты обсуждаются на
педсоветах, совещаниях, родительских собраний
Представление результатов реализации Программы на сайте
школы.
Проведение мониторинга эффективности реализации Программы
и/или ее отдельных проектов.

Источники
финансирования

Выполнение Программы обеспечивается за счет бюджетного
финансирования и привлечения внебюджетных средств.

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА МАОУ СОШ № 86
Общие сведения
Полное наименование
образовательного учреждения в
соответствии с Уставом

Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №
86

Юридический адрес

620010, Свердловская область, г. Екатеринбург, пер.
Многостаночников, 21

8

Фактический адрес

620010, Свердловская область, г. Екатеринбург, пер.
Многостаночников, 21

Телефон/факс

+7(343) 258-11-62

Адрес электронной почты

soch86@eduekb.ru

Адрес сайта

https://школа86.екатеринбург.рф

Учредитель

Департамент образования Администрации
г. Екатеринбурга

Формы общественногосударственного управления

Коллегиальные органы управления:
- Общее собрание работников;
- Педагогический совет.
Представительные органы:
- Совет обучающихся;
- Совет родителей.

Образовательная деятельность
Общее количество классов на
01.09.2024 г.

44 класса

Количество классов по уровням
образования

1 - 4 классы – 20
5 - 9 классы – 22
10 - 11 классы – 2

Обучающиеся (на 01.09.2024)
Общая численность

1259 чел.

Количество детей-мигрантов

5/0,39%

Количество опекаемых
обучающихся, чел./%

230/1,82%

Количество обучающихся с
ОВЗ, чел./%

65/5,16%

Количество обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью

2 /0,16%

Количество обучающихсяинвалидов, чел./%

11/0,87 %

Количество обучающихся,
зарегистрированных в системе
профилактики, чел./%

4/0,32%

Количество обучающихся,
3/0,23%
получающих индивидуальное
обучение на дому детей с
ограниченными возможностями
здоровья, чел./%

9

Количество обучающихся,
получающих образование вне
школы (семейное обучение),
чел./%

4/0,32%

Количество обучающихся,
охваченных дополнительным
образованием по учебным
годам (чел./% от общей
численности)

На бюджетной основе – 1136 чел./90,2 %
На внебюджетной основе –218 чел./17,3%

Сетевое взаимодействие
(полное наименование и данные
по договору - №, дата, срок
действия)

- ФГБОУ ВО «Уральский государственный
экономический университет», договор от 01.12.2021
г. № 02-131/С;
- МАУ ДО Дворец детского юношеского творчества
«Химмашевец» от 10.09.2022 г. №86/2022;
- ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум
химического
машиностроения»,
договор
от
06.09.2023 г. №04/2023;
- МАОУ ДО «Городской детский экологический
центр», договор от 02.09.2024 б/н;
- ФГАОУ ВО «Уральский Федеральный Университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
(Школа
Государственного
управления
и
предпринимательства Института экономики и
управления), договор от 15.11.2024 № 55.03-08/873
- ФГАОУ ВО «Уральский государственный
педагогический университет», договор от 13.01.2025
№ 2/25
Свердловское
отделение
Национальной
родительской ассоциации, Свердловский областной
родительский комитет

3. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И
РЕЗУЛЬТАТОВ САМОДИАГНОСТИКИ
В последние годы, благодаря естественному приросту и миграционному притоку,
численность обучающихся в МАОУ СОШ № 86 стабильно увеличивается.
Таблица № 1
Динамика количества обучающихся МАОУ СОШ № 86
Год

Всего

Количество обучающихся, в том числе
НОО
ООО

СОО

10
2020
2021
2022
2023
2024

1138
1156
1191
1226
1259

547
560
561
572
576

526
533
562
595
639

65
63
68
59
44

При этом, значительно меняется и социальный статус семей обучающихся.
Увеличивается
количество
многодетных
семей,
уменьшается
количество
малообеспеченных семей. Но, особое внимание следует обратить на значительное
увеличение количества детей с ОВЗ. Это требует пересмотра методов и форм
педагогического процесса, которые должны учитывать данную ситуацию.
Таблица № 2
Социальный статус обучающихся МАОУ СОШ № 86
Год
2020
2021
2022
2023
2024

Многодетные
84 (7%)
114 (10%)
140 (12%)
159 (13%)
183 (15%)

Малообеспеченные
15 (1%)
42 (4%)
30 (2,5%)
18 (1,5%)
17 (1,3%)

Опекаемые
20
19
17
20
23

Дети с ОВЗ
10 (1%)
12 (1%)
31 (3%)
42 (3,4%)
64 (5%)

Школа выстраивает стратегию развития в соответствии с федеральными и
региональными задачами развития системы образования, запросом родителей (законных
представителей) обучающихся на качественное образование, изменениями в
экономическом и социальном развитии общества.
С 2019 года задачи развития образования МАОУ СОШ № 86 решались через
реализацию Программы развития школы на 2019 – 2024 годы. В ходе реализации
Программы выполнены мероприятия, направленные на повышение качества образования,
степени его практической направленности, как условия адаптации выпускников школы к
жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха. В результате реализации мероприятий
Программы наблюдается как положительная, так и отрицательная динамика по
реализуемым задачам Программы.
Цель деятельности МАОУ СОШ № 86 на предыдущий период (2019 – 2023гг.) была
обозначена как совершенствование и дальнейшее развитие образовательной среды,
комфортной и безопасной для ребенка и ориентированной на достижение образовательных
и воспитательных результатов через реализацию проектов: «Академия Z лидерства»,
«Академия родительского мастерства», «Академия профессионального роста».
Достижение данной цели планировалось через решение ряда задач. Анализ
выполнения поставленных задач показал следующую ситуацию.
Задача: создать условия для освоения современных педагогических технологий и
методик, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы,
обеспечивающих успешное обучение учащихся, повышение мотивации с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
В рамках решения данной задачи достигнуты следующие результаты:
Анализ качества обученности показал снижение результатов по всем уровням
образования в период с 2020 по 2024 год. На уровне начального образования снижение в
период с 2020 по 2023 год составило 6% (с 73% до 67%), на уровне основного образования
снижение составило 8% (с 42% до 34%); на уровне среднего образования – на 20% (с 46%

11

до 26%). При этом имеется нестабильный (ситуативный) рост показателя в отдельных
периодах (2022г.).
Выпускники 4 классов стабильно снижают результат при переходе на уровень
основного образования. При этом, после адаптационного периода результат не
стабилизируется, а продолжает снижаться от 5 к 9 классу.
Таблица № 3
Результаты качества обученности в МАОУ СОШ № 86
Уровень
образования
НОО
ООО
СОО

2020г

2021г

2022г

2023г

2024г.

73%
42%
46%

66%
36%
36%

76%
49%
43%

67%
32%
42%

66%
34%
26%

Основные проблемы:
1) Отсутствие стабильной положительной динамики качества обученности по годам на
каждом уровне образования.
2) Резкое снижение качества обученности при переходе с уровня начального общего
образования на уровень основного общего образования.
Причинами возникновения данных проблем являются:
 отсутствие единых требований к оцениванию учащихся;
 отсутствие интереса к учебе у школьников, связанное как с возрастными
изменениями детей, так и с недостаточной эффективностью организации
образовательного процесса;
 низкая эффективность организации самостоятельной работы учащихся
(традиционные домашние задания становятся неэффективными в связи с
использованием детьми готовых решений из сети интернет);
 недостаточно эффективное использование педагогами образовательных технологий.
Пути решения выявленных проблем:
1) Внедрение в образовательный процесс системы критериального оценивания.
2) Создание системы повышения эффективности организации образовательного
процесса, направленной учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при
организации образовательного процесса, повышение эффективности урока и
самостоятельной образовательной деятельности обучающихся.
3) Создание системы методической работы, учитывающей профессиональные
дефициты педагогических работников школы.
Анализ результатов ГИА в 9 классах (ОГЭ)
Стабильный результат 4,0б. по русскому языку и 3,0б. по математике в течение 3 лет.
Выбор предметов. Наиболее востребованными при выборе для сдачи ОГЭ являются
предметы: обществознание, биология, информатика, география и английский язык.
Соотношение качества результатов по предметам и количества выбравших предмет:
 стабильно невысокий результат (3,0б. – 3,5б.) при высоком выборе по
обществознанию и биологии;
 улучшение результата с 3,0 до 4,2 баллов при повышении количества выбора
предмета от 6% до 30% по информатике;
 высокий результат (4,0 – 4,3б.) при низком количестве выбора по химии.

12

Таблица № 4
Результаты ГИА в форме ОГЭ в 9 классах
Предмет

2021г

Русский язык
Математика
Обществознание
Биология
Информатика
География
Английский
язык
Физика
Химия
Литература
История

2022г

2023г

2024г.

%
сдающих

Средний
балл

%
сдающих

Средний
балл

%
сдающих

Средний
балл

%
сдающих

Средний
балл

100%
100%
36%
18%
6%
13%
15%

4,0
3,0
3,0
3,0
3,0
4,0
3,0

99%
99%
72%
24%
14%
12%
7%

4,0
3,0
3,0
4,0
4,0
4,0
4,0

100%
100%
59%
38%
30%
24%
13%

4,0
3,0
3,0
3,3
4,2
3,2
3,3

96%
96%
59%
24%
38%
35%
13

4,0
3,0
3,4
3,6
3,7
3,4
5,0

4%
3%
2%
3%

3,0
4,0
3,0
4,0

3%
10%
2%
9%

3,0
4,0
3,0
3,0

13%
8%
6%
0

3,7
4,3
5
-

13%
8,1%
3,6%
1,8%

3,5
3,4
4,0
3,0

Проблемы:
1) отсутствие положительной динамики среднего балла по обязательным предметам;
2) недостаточная корреляция определения профиля на уровне среднего общего
образования с результатом сдачи предметов по выбору;
3) недостаточная корреляция выбора обучающимися предмета для сдачи ГИА и
результатом ГИА.
Причины:
 недостаточная эффективность (или отсутствие) системы подготовки обучающихся к
осознанному и обоснованному выбору предметов для ГИА;
 недостаточный уровень организации индивидуальной работы учителейпредметников.
Пути решения проблем:
1) Создание системы профориентационной работы, в том числе включающей
обоснованность и осознанность выбора предметов для ГИА.

Таблица № 5
Предмет
Русский язык
Математика
(ПУ)
Физика
Литература
Информатика

Результаты ГИА 11 классы (средний балл по предметам)
2020г
2021г
2022г
2023г

2024г.

Средний балл

Средний балл

Средний балл

Средний балл

Средний балл

72,2
53

70
53

68
55

65
56

67
61

54
68,5
37

63
60
40

39
65

49
80
66

61
59
52

13

Биология
Обществознание
История
Химия
География
Английский
язык

53
59,1
68
38,6
65
77,0

47
61
54
32
52
66

41
65
73
49
79

44
66
64
37
65
65

76
63
80
60
59
70

В 2024 году прослеживается положительная динамика ГИА по большинству
предметов: математика, физика, информатика, биология, обществознание, история, химия,
география.
Снижение результата по русскому языку, литературе и английскому языку.
При этом наблюдается отсутствие корреляции между результатами качества обученности
и результатами ГИА: при резком снижении качества обученности по итогам учебного года
с 46% в 2020г. до 26% в 2024г. наблюдается повышение среднего балла ЕГЭ по
большинству предметов.
Проблема: низкий уровень качества обученности на уровне СОО
Причины:
 отсутствие единой системы оценивания знаний обучающихся на уровне ССО;
 отсутствие системы стимулирования познавательной активности школьников со
стороны педагогов.
Пути решения проблем:
1) Внедрение в образовательный процесс на уровне СОО системы критериального
оценивания
2) Создание системы повышения эффективности организации образовательного
процесса, направленной на стимулирование познавательной активности
школьников.
Анализ результатов участия учащихся во Всероссийской олимпиаде школьников, в
конкурсах, конференциях, дистанционных олимпиадах научно-практических
конференциях
Увеличилось количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады
школьников с 376 человек в 2020 году до 968 в 2024 году.
Рассматривая динамику количества победителей и призеров школьного этапа
олимпиады, можно говорить о повышении процентного количества призеров и победителей
школьного этапа от общего количества обучающихся со 142 человека в 2019/2020 учебном
году до 508 человек в 2023-2024 году.
Результат участия в муниципальном туре ВсОШ остается стабильно низким (4
участника), за исключением 2003 года (17 участников).
Основной причиной низкого участия в муниципальном этапе ВсОШ является
недостаточно эффективная организация индивидуальной работы с талантливыми и
одаренными обучающимися.
Задача: создать условия для дальнейшего развития системы социального партнерства
на основе взаимодействия с учебными заведениями города, центрами
дополнительного образования.
За период реализации Программы развития в ОУ сложилась эффективная практика
социального партнерства. Заключены договоры о сетевом взаимодействии с ФГБОУ ВО
«Уральский государственный экономический университет» (договор от 01.12.2021 г. № 02131/С), МАУ ДО Дворец детского юношеского творчества «Химмашевец» (договор от

14

10.09.2022 г. №86/2022), ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум химического
машиностроения» (договор от 06.09.2023 г. №04/2023), с детскими садами микрорайона
Химмаш.
В перспективе необходимо расширять спектр сетевого взаимодействия в
соответствии с основными направлениями развития школы.
Задача: создать условия для повышения профессиональной компетентности
педагогов путем:
 использования современных информационно-коммуникативных технологий;
 применения разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том
числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках
федеральных государственных образовательных стандартов;
 развития системы самообразования, обмена опытом, презентации собственного
опыта через электронные образовательные ресурсы.
Анализ работы коллектива школы по реализации данной задачи показал снижение
количества аттестованных на первую и высшую квалификационную категорию
педагогических работников с 84% в 2020 году до 64% в 2024 году.
Основными причинами снижения количества аттестованных педагогов являются:
 пополнение педагогического коллектива молодыми специалистами;
 низкая мотивация педагогов пенсионного возраста к повышению квалификационной
категории;
 организация методической работы в ОУ носит несистемный характер.
Решением данной проблемы должна стать разработка эффективной системы
методического сопровождения педагогических работников, предусматривающая в том
числе, методы мотивации педагогов на повышение квалификации.
Анализ результатов работы по повышению профессиональной компетентности
педагогов выявил ряд проблем:
 низкий показатель результатов участия педагогов в профессиональных
конкурсах;
 низкая мотивация педагогов к обобщению и презентации педагогического
опыта в различных формах;
 недостаточная предметная и педагогическая компетентность педагогов.
Основными причинами данных проблем являются:
 дефицит педагогических кадров;
 высокий уровень педагогической нагрузки;
 процесс профессионального выгорания у педагогов-стажистов;
 инертность педагогов-стажистов при высоком темпе изменений в системе
образования;
 низкая адаптивность молодых специалистов при организации взаимодействия со
всеми участниками образовательных отношений.
Пути решения проблем:
1) Создание эффективной личностно-ориентированной системы методической работы
в школе.
2) Создание системы работы по устранению дефицита педагогических работников.
В целом, на основании анализа, основной проблемой можно обозначить снижение
качества образования в МАОУ СОШ № 86.
Причинами данной проблемы являются:

15

 низкая эффективность организации образовательного процесса, связанная с
непродуктивным использованием педагогами образовательных технологий;
 отсутствие единых требований к оцениванию учащихся;
 снижению
общего
уровня
преподавания,
вызванное
отсутствием
стимулирующих механизмов для повышения квалификации педагогов и их
профессионального роста;
 отсутствие четкой и эффективной стратегии управления школой;
 недостаток внимания к эмоциональным и социальным аспектам обучения
(психоэмоциональная атмосфера).
Таким образом, исходя из проведенного анализа, сформулирована цель Программы
развития на 2025 – 2028 год:
повышение к 2028 году качества образования в школе до 54% через оптимизацию
работы по индивидуальному сопровождению обучающихся; повышение уровня
профессиональной компетентности педагогов, снижение профессиональных
деформаций; повышение качества профориентационной работы, направленной на
самоопределение детей; развитие родительского самоуправления как органа
соуправления образовательной организацией.
4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Концепция развития МАОУ СОШ № 86 (далее – школа) определяет миссию школы,
содержит обоснование актуальности, описание целей, задач, основных принципов
Программы, перечень критериев и показателей деятельности, обеспечивающих
качественное образование.
Основные направления деятельности и проекты школы нацелены на решение задач
национального проекта «Образование», Постановления Правительства Свердловской
области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении Государственной программы
Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики
в Свердловской области до 2025 года» (с изменениями), Программы развития школы,
целью которой является создание эффективной образовательной среды, способствующей
достижению высоких результатов и развитию личности обучающихся, обеспечивающей
доступность качественного образования, направленной на профессиональное
самоопределение школьников и профессиональный рост учителя в интересах растущих
потребностей населения и повышения конкурентных преимуществ школы.
Цель Программы развития связана с необходимостью создания эффективной
образовательной среды, консолидирующей все направления деятельности образовательной
организации для достижения высоких образовательных результатов и развития личности
обучающихся, повышающей конкурентоспособность школы в микрорайоне.
Миссия школы: Современная школа – территория успеха для всех участников
образовательных отношений.
Достижение приоритетной цели и стратегических задач предполагается через
реализацию проектов:
Проект «Повышение качества образования: стратегия и управление»;
Проект «Дополнительное образование и внеурочная деятельность в школе как
инструмент самореализации всех участников образовательного процесса»;
Проект «Школьная команда: становление, активность, успех»;
Проект «Сетевое взаимодействие: от школьной парты до успешной карьеры».
Направленность Программы развития заключается в поиске внутренних источников
развития, рационального использования ресурсов образовательной организации.

16

Деятельность школы основывается на ряде важных принципов, которые направлены
на создание гармоничной образовательной среды. Во-первых, акцент на гражданственности
и гуманистической направленности образования помогает формировать у обучающихся
гражданское самосознание и ответственность. Кроме того, современная система обучения
ориентирована на удовлетворение личных и социальных потребностей учеников, что
подразумевает учет их индивидуальных и психологических особенностей. Важным
аспектом является адаптация образовательного процесса к интересам и жизненному опыту
школьников, что обеспечивает оптимальный уровень трудности.
Базовые ценностные ориентиры, на которых будет основана деятельность МАОУ
СОШ №86:
 доверие и уважение друг к другу обучающихся, педагогов и родителей (законных
представителей);
 стремление к обеспечению высоких образовательных результатов;
 атмосфера творчества, способствующая разностороннему развитию обучающихся и
педагогов;
 обеспечение социальной и допрофессиональной адаптации выпускников школы.

5.

ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
НА ПЕРИОД 2025-2028 ГОДЫ

ПPOEKT «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: СТРАТЕГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ»

Проблемы:
1) Недостаточный уровень предметной и методической компетентности педагогических
работников не позволяет обеспечить необходимый уровень качества образования в школе.
2) Отсутствие эффективной системы работы школы, обеспечивающей индивидуализацию
образования.
3) Недостаток объективности в оценивании приводит к негативным последствиям, таким
как снижение мотивации учащихся, формирование искаженного представления о
собственных знаниях и способностях, а также к ухудшению отношений между учениками
и педагогами.
Цель проекта: Создание условий, ориентированных на достижение образовательных
результатов, способствующих повышению качества образования в школе.
Задачи:
1. Обеспечить доступность качественного образования и равных возможностей для всех
обучающихся через повышение предметной и методической компетентности
педагогических работников, создание эффективной системы, обеспечивающей
индивидуализацию образования.
2. Обеспечить функционирование объективной внутренней системы оценки качества
образования.
3. Внедрить в образовательной организации систему критериального и формирующего
оценивания.
4. Выявить и устранить факторы риска и ресурсные дефициты в образовательной
организации.
5. Создать необходимые условия для развития инклюзивного образования.
Мероприятия:
№
п/п
1

Направление деятельности
Организация сетевого взаимодействия
с ФГАОУ ВО «Уральский

Сроки
реализации
Январь 2025 –
декабрь 2027

Ожидаемый результат
Единые подходы к оценке
качества образования в школе,

17

2

государственный педагогический
университет» в рамках
экспериментальной площадки по теме
« Формирование у обучающихся
функциональной грамотности в
условиях цифровизации
образовательной среды»
Внедрение в образовательный процесс
системы критериального
формирующего оценивания

объективность
оценки
деятельности
школы,
ее
согласованность с федеральными,
региональными
и
муниципальными требованиями
Январь 2025 –
декабрь 2027

Формирование единой
внутришкольной системы оценки
качества образования
Разработка плана по преодолению
рисков учебной неуспешности
обучающихся и повышению качества
образования
Реализация плана подготовки к ВПР,
ГИА в целях повышения среднего
балла на ВПР, ГИА

2025-2026гг.

6

Организация индивидуального
сопровождения одаренных и
высокомотивированных обучающихся

2025-2028гг.
(ежегодно)

7

Организация внутришкольной и
внешкольной подготовки одаренных и
высокомотивированных обучающихся
к олимпиадам и научноисследовательским работам
Вовлечение обучающихся в
олимпиадное движение. Мониторинг
результатов.

2025-2028гг.
(ежегодно)

Совершенствование нормативноправовой базы школы, включая
адаптированные образовательные
программы, программы коррекционной
работы
Организация повышения
профессиональной компетентности
педагогов и специалистов по вопросам
инклюзивного образования
Комплектование кабинетов для работы
с детьми с ОВЗ и инвалидностью
необходимым оборудованием,
пособиями

2025г.

3

4

5

8

9

10

11

Целевые показатели проекта

Март 2025

ежегодно в
соответствии с
графиком
ВПР, ГИА

2025-2028гг.
(ежегодно)

2025-2028гг.

2025-2028гг.

Уменьшение доли обучающихся с
низкими результатами обучения

Увеличение доли результативного
участия
во
всероссийской
олимпиаде школьников и других
олимпиадах,
конкурсах
муниципального, регионального и
всероссийского уровня

Для обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов созданы условия для
преодоления
учебной
неуспешности

18
1.

Повысить качество образования во 2-11 классах, при
этом, улучшить результаты ВПР по русскому языку и
математике в 5-8 классах

НОО - 68%, ООО - 37%, СОО 50%.

2.

Доля выпускников 9-х классов, успешно прошедших
государственную итоговую аттестацию, из числа
выпускников, допущенных к государственной итоговой
аттестации
Доля выпускников 11-х классов, успешно прошедших
государственную итоговую аттестацию, из числа
выпускников, допущенных к государственной итоговой
аттестации
Доля участников ЕГЭ, сдающих один предмет по выбору
на высоком уровне (80 баллов и выше)
Доля обучающихся, достигших минимального уровня
подготовки по результатам текущей и промежуточной
аттестации
Доля обучающихся 5-11 классов участвуют в
олимпиадном движении от общей численности
школьников 5-11 классов
Доля от общего количества участников являются
призерами и победителями олимпиад муниципального
уровня
Доля педагогических работников, реализующих
ВСОКО и работающих с учетом данных критериев
Доля педагогических работников, применяющих в
своей деятельности систему критериального и
формирующего оценивания
Доля педагогических работников, прошедших
повышение квалификации в области инклюзивного
образования.

не менее 98%

3.

4.
5.

6.

7.

8.
9.

10.

100%

не менее 5%
не менее 98%
не менее 80%

10%
не менее 100%
100%

100%

Финансирование проекта
Средства субсидий на выполнение муниципального задания
(приобретение учебников, учебных пособий, обновление
материально-технической базы для обеспечения
образовательного процесса в МАОУ СОШ №86)

В пределах утвержденных
субсидий на выполнение
муниципального задания (не
менее 10000000,00 руб.)

ПРОЕКТ «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Проблема:
Отсутствие системы работы школы, обеспечивающей индивидуализацию образования, не
позволяет своевременно и эффективно выявлять таланты и способности детей для
организации работы по дальнейшему сопровождению одарённых и социальноактивных
обучающихся.
Актуальность и краткое описание проекта

19

Проект «Дополнительное образование и внеурочная деятельность в школе как
инструмент самореализации всех участников образовательного процесса» направлен на
создание пространства для активного сотрудничества между учителями, учениками и
родителями, где каждый может проявить свои творческие способности. В рамках проекта
планируется разработка и реализация различных мероприятий, интегрирующих все
направления развития творческих способностей и самореализации субъектов
образовательного процесса.
Важной задачей проекта является формирование у обучающихся навыков
самовыражения, критического мышления и уверенности в своих силах, что будет
способствовать их гармоничному развитию.
Идея проекта заключается в раскрытии творческого потенциала каждого учащегося,
педагога, а также привлечение родителей обучающихся к творческому процессу.
Проект актуален в свете современных образовательных требований и стремления к
интеграции творчества в образовательный процесс, что способствует здоровому
психоэмоциональному состоянию учащихся и их качественному образованию.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей учащихся через
интеграцию различных форм активности в образовательный процесс и внеурочную
деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для организации учебной, внеурочной и дополнительной деятельности
субъектов образовательного процесса для раскрытия и поддержания творческих
способностей обучающихся.
2. Обеспечить доступность получения дополнительного образования, расширяющего
спектр возможностей достижения планируемых результатов общего образования всеми
обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
3. Формировать у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать
и
применять знания; развивать познавательную, исследовательскую и творческую
деятельность через внеурочную деятельность.
4. Взаимодействовать при реализации проекта с социальными партнерами.
Целевая группа: обучающиеся, родители (законные представители), учителя и
администрация школы.
Мероприятия
№
п/п
1.

2

3.

Направление деятельности
Создание условий для выявления
одаренных детей через
непрерывную
систему конкурсов, олимпиад.
Участие обучающихся в
конкурсах, фестивалях,
олимпиадах,
конференциях.
Увеличение программ
дополнительного образования
разной направленности, в том числе
в рамках сетевого взаимодействия:
- студия робототехники;
- кружок естественно-научной
направленности;
- студия экотуризма.

Сроки
реализации
2025-2028 гг.

2025-2028 гг.

2025-2028 гг.

Ожидаемый результат
Увеличение доли обучающихся,
участвующих в
конкурсах, фестивалях,
олимпиадах, конференциях
различного уровня.
Увеличение победителей и
призеров конкурсов, фестивалей,
олимпиад, конференций
на всех уровнях
Реализация программ
дополнительного образования по
6 направленностям, увеличение
доли обучающихся,
охваченными программами
дополнительного образования до
85%

20
4.

5.

Создание
Кружков технической
направленности на базе
образовательной организации и/или
в рамках сетевого взаимодействия
Функционирование
школьного театра

2025-2028 гг.

Вовлечение обучающихся в
технологические кружки, не
менее 5%

2025-2028 гг.

Увеличение программ в данном
направлении, не менее 2-х,
увеличение доли обучающихся,
охваченными программами
Содействие развитию
коммуникативных компетенций,
навыков исследовательской
работы, поддержка творческих
способностей. Формирование
интересов к отечественной
культуре и уважительного
отношения к нравственным
ценностям прошлых поколений.

6.

Создание школьного музея

7.

Создание
школьного хора

2025г. (далее –
постоянно)

Увеличение доли обучающихся,
занимающихся в школьном хоре,
участие в конкурсах

8.

Организация работы
школьного медиацентра, создание
школьного телевидения/радио.

2025г. (далее –
постоянно)

Увеличение доли обучающихся,
занимающихся в школьном
медиацентре.

9

Проведение мероприятий
школьных творческих
объединений: концерты,
спектакли, выпуски газет и т.д. (для
каждого школьного творческого
объединения)
Непрерывное психологопедагогическое сопровождение
одаренных детей

Ежегодно

Проведение мероприятий не
менее двух в год

Ежегодно

Создание оптимальных условий
для
развития одаренных детей.

Повышение профессионального
мастерства через курсовую
подготовку, аттестацию, систему
школьных тематических
семинаров,
педсоветов, круглых столов,
обобщение опыта педагогов
Создание базы данных об
одаренных детях МАОУ СОШ №86

Ежегодно

Создание ситуации успеха для
детей
разного возраста;
Поддержка специалистов,
работающих с одаренными
детьми.

2025г. (далее –
постоянно)

Создание ситуации успеха для
детей
разного возраста;
увеличение доли школьников,
участвующих в олимпиадах и
внеурочной деятельности
различного уровня, не менее
80%.

10.

11.

12.

Целевые показатели

2025г.

21
1.

2.

3.

Доля обучающихся,
задействованных в реализации
программ дополнительного
образования и детских
общественных объединений
Увеличение программ
дополнительного образования,
реализуемых на базе МАОУ СОШ
№86
Доля обучающихся, принимающих
участие в олимпиадах, конкурсах
различного уровня

Не менее 85%

Не менее 12 по 6 направлениям

Не менее 50% от общего количества обучающихся

Финансирование проекта
Средства субсидии на муниципальное
задание
(заработная плата педагогов
дополнительного образования)
Средства от приносящей доход
деятельности
(заработная плата педагогов
дополнительного образования)
Средства от приносящей доход
деятельности на поддержку одаренных
детей

В пределах утвержденных субсидий на выполнение
муниципального задания (не менее 8 400 000,00 руб.)

Средства на создание и развитие
материально-технической базы
школьного музея

Не менее 350 000 руб.

Не менее 4 200 000,00 руб.

Не менее 250 000,00 руб.

ПРОЕКТ «ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА: СТАНОВЛЕНИЕ, АКТИВНОСТЬ, УСПЕХ»

Проблемы:
1) Дефицит педагогических кадров ведет к слишком большой нагрузке учителей,
профессиональному выгоранию и, как следствие, снижению качества образования.
2) Ригидность педагогов-стажистов к высокому темпу изменений в системе образования не
позволяет достаточно эффективно использовать в образовательном процессе современные
образовательные технологии.
3) Низкая адаптивность молодых специалистов в образовательной среде не способствует
эффективному взаимодействию со всеми участниками образовательных отношений,
приводит к частым конфликтам с родителями (законными представителями) обучающихся,
снижением самооценки молодых педагогов.
Данный проект направлен на развитие школьной команды, создание единой
образовательной среды, в которой профессиональное и личностное развитие каждого
участника будет достигнуто через активное сотрудничество и наставничество. Проект
включает внедрение индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов,
проведение мастер-классов и организацию совместных мероприятий, которые
способствуют обмену опытом и повышению качества образования.
Цель: Развитие кадрового потенциала и профессионального роста педагогов через
адресное методическое сопровождение

22

Задачи:
1) Обеспечение непрерывного характера профессионально-личностного развития
педагогических кадров путем внедрения национальной системы профессионального роста
педагогических работников.
2) Формирование внутренней мотивации педагогов к профессиональному саморазвитию
3) Развитие школьной системы непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников.
4) Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников с целью
определения программ повышения квалификации.
5) Стимулирование участия педагогических работников в конкурсах профессионального
мастерства и иных мероприятиях по обмену педагогическим опытом.
6) Эффективная реализация системы наставничества педагогических работников.
Мероприятия:
№
п/п
1.

2
3.

4.

5.

Направление деятельности
Мониторинг количественного и
качественного состава
педагогических работников
Анализ потребности в ведении
новых штатных единиц
Изменения и конкретизация
должностных инструкций

Формирование и исполнение плана
повышения профессиональной
компетенции членов
управленческой команды
Формирование и исполнение плана
повышения профессиональной
компетенции педагогических
работников

6.

Организация деятельности по
методическому сопровождению
аттестации

7.

Исполнение мероприятий по
реализации модели наставничества
в школе
Разработка и реализация комплекса
мероприятий по делегированию
педагогических работников для
участия в конкурсах на
муниципальном, региональном и
всероссийском уровнях

8.

Сроки
реализации
Сентябрь,
ежегодно
Август,
ежегодно
По мере
необходимости,
в соответствии с
действующими
нормативными
актами
В соответствии с
планом, Май,
ежегодно
В соответствии с
планом, Май,
ежегодно
В соответствии с
планом, Май,
ежегодно
Май, ежегодно
Ежегодно

Ожидаемый результат
Создан банк данных по
педагогическим кадрам,
проводится ежегодная
корректировка банка данных
База данных «Потребности в
педагогических и иных кадрах»
Наличие актуальных
должностных инструкций в
соответствии со штатным
расписанием
Доля членов управленческой
команды, повысивших свою
квалификацию не менее 100%
Доля педагогических
работников, прошедших
повышение квалификации по
профилю преподаваемого
учебного предмета не менее 50%
Доля педагогических
работников, повысивших или
подтвердивших уровень
квалификационной категории
(первая и высшая) не менее 100%
Исполнение в полном объеме
дорожной карты по реализации
модели наставничества
Исполнение в полном объеме
комплекса мероприятий по
делегированию педагогических
работников для участия в
конкурсах профмастерства на
муниципальном, региональном и
всероссийском уровнях

23

ПРОЕКТ «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ОТ ШКОЛЬНОЙ ПАРТЫ ДО УСПЕШНОЙ
КАРЬЕРЫ»

Проблема:
Отсутствие единого подхода и координации в воспитательной работе семьи и школы ведет
к несогласованности образовательного воздействия на ребенка, и, как следствие к
снижению эмоциональных и социальных аспектов обучения
Цель: Организация взаимодействия школы, семьи и общества через вовлечение
общественности в процесс управления и оценки деятельности школы
Задачи:
1) Формирование актива родителей, обладающих необходимыми компетенциями в
образовании и воспитании детей, поддержка родительских образовательно-воспитательных
инициатив.
2) Создание условий для организации психолого-педагогического просвещения родителей.
3) Активное вовлечение родителей в управление школой.
4) Формирование партнерской сети организаций и учреждений и подключение партнеров
проекта к развитию различных форм семейного просвещения и работы с родителями и семьями,
интеграция родительского и профессионального сообщества.
Мероприятия:
№
п/п

Направление деятельности

Сроки
реализации

Ожидаемый результат

Познавательная деятельность как основа взаимодействия
1.

Организация и проведение
совместных с родителями
образовательных экскурсий

2

Проведение профориентационных
мастер-классов с привлечением
родителей

3.

Привлечение родителей к участию
в школьном этапе НПК в качестве
членов жюри и участников
проектов

4.

Организация совместных с
родителями мероприятий
профориентационной
направленности с привлечением
представителей учреждений
профессионального образования

В течение года
(по планам
классных
руководителей и
учителейпредметников)
В течение года
(по планам
классных
руководителей и
учителейпредметников)
В соответствии с
планом работы
школы
В соответствии с
планом работы
школы

Создание единого
образовательного пространства,
для обмена знаниями и опытом
между детьми и взрослыми
Создание образовательной
среды, мотивирующей на
профориентацию с учетом
профессиональных семейных
традиций
Включение родителей в
образовательный процесс,
укрепление связей внутри семьи
и установление доверительных
отношений со школой
Создание образовательной
среды, мотивирующей на
профориентацию

Трудовая активность: пример совместной работы

24
4.

5.

6.

Организация школьной выставки,
посвященной экологическим
проблемам (презентация детскородительских проектов)
Организация весеннего субботника
по уборке и озеленению
территории школы
Организация школьной ярмарки

В соответствии с
планом работы
школы

Углубление знания детей о
важности экологии, укрепление
связи между детьми, родителями
и школой

Организация досуга: культурная значимость для детей
7.

8.

9.

Организация совместных
досуговых мероприятий

Создание условий для
самореализации всех участников
образовательного процесса

Изучение мнения родителей
Опрос родителей о тематике
Сентябрь
актуальных мероприятий,
проводимых с родителями
Учет мнения родителей при
планировании деятельности
Опрос родителей об
Май
школы
удовлетворенности условиями
осуществления образовательного
процесса

6. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Достижение цели посредством решения задач Программы развития образовательной
организации на период с 2025 по 2028 годы будет результативным при выделении
направлений и организационных механизмов их реализации, позволяющих эффективно
интегрировать внутренние ресурсы образовательной организации, а также максимально
использовать образовательные ресурсы других организаций в рамках сетевого
взаимодействия.
Выбор направлений и механизмов определялся, с одной стороны, спецификой
содержания каждой задачи, а с другой - имеющимся управленческим потенциалом,
накопленным в образовательной организации за предшествующие периоды деятельности.
Основные принципы функционирования организационных механизмов:
1. Создание проектов для реализации Программы развития образовательной организации с
учетом основных задач программы. По каждому из проектов создаются рабочие группы и
определены ответственные за его реализацию.
2. Общее руководство всей Программой осуществляется администрацией и
Педагогическим советом школы.
3. Включение всех участников образовательных отношений в реализацию Программы
развития. Выявление и анализ приоритетных направлений развития, промежуточных
результатов ее выполнения на заседаниях методических объединений, педагогического
совета и классных родительских собраний, в средствах школьной информации.
4. Подведение итогов, выявление проблем и внесение корректировок в программу будет
осуществляться ежегодно на итоговом заседании методических объединений и итоговом
Педагогическом совете образовательной организации.
5. Развитие материально-технической базы, позволяющей решать задачи интеграции
современных технологий во все блоки образовательной программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».