1.2. Положение является локальным актом МБОУ СОШ № 86 (далее школа), разработано в целях: - регламентирования порядка оценивания планируемых результатов, обучающихся с ОВЗ (далее - дети с ОВЗ) в освоении адаптированных образовательных программ в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; - установления единых требований к оценке достижений, обучающихся с ОВЗ и выставлению оценок (единой «оценочной политики») в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; - организации наблюдения за продвижением обучающихся с ОВЗ в своем развитии; - определения содержания, порядка, форм и сроков проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся с ОВЗ. 1.3.В положении использованы следующие определения (понятия) с точки зрения дидактики, применяемые в педагогической практике: - в системе обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеников знаний по предметам, но и уровень развития обучающихся. В основу системы оценивания образовательных достижений, обучающихся заложен комплексный подход к оценке результатов; оценка предметных и мета предметных результатов общего образования школьников; - отметка – это количественная оценка планируемых образовательных результатов, приобретенных обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах; - выставление – определение балла (количественно выраженной оценки) по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени успешности. 1.4. Основными принципами контрольно-оценочной деятельности является: критериальность и самооценка, гибкость и вариативность. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими. 1.5. Необходимость разработки Положения, помимо требований руководящих документов, вызвана также рядом субъективных и объективных причин: - отсутствием критериев оценки академических знаний детей с нарушением интеллекта; - возможностью использования результатов промежуточной аттестации в качестве одной из форм успешного руководства учебным процессом; - невозможностью разработки единых (типовых) требований оценки знаний обучающихся с выраженными нарушениями процессов познавательной деятельности. ОВЗ 2. Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с 2 2.1. Выставляемые отметки обучающимся с ОВЗ не могут быть приравнены к отметки обучающихся не имеющих таких ограничений. 2.2. При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания по предметам и успешности его продвижения. 1-й уровень: Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную программу. Они обучаются в соответствии с адаптированной программой, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность. 2-й уровень: Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребёнка. 2.3. В 1 классе и в 1-й четверти 2-го класса система оценивания – безотметочная. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков. 2.4. Оценка обучающихся 2-9 классов школы по всем учебным предметам, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, педагогом в устной форме, а также в дневник. 2.5. В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни недели. 2.6. В школе проверяются и оцениваются все письменные работы. При оценке предметных и метапредметных результатов необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.). 3 2.7. Промежуточная аттестация проводится следующим образом: - за каждую учебную четверть и за год успехи обучающихся оцениваются отметкой; - основанием служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика; - при проведении контрольного урока осуществляется индивидуальнодифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником. 2.8. Система оценивания включает в себя две составляющие – качественную и количественную. - Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. - Количественная составляющая позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. - Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. 2.9. Положение о системе оценивания детей с ОВЗ, после принятия его Педагогическим советом, утверждается и вводится в действие приказом директором школы. Изменения и дополнения в Положение вносятся и утверждаются в том же порядке. 3.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования Оценка личностных результатов Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсофицированных мониторингованных исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-медико-педагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов обучающихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию обучающихся с ОВЗ культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Еще одной формой оценки личностных результатов обучающихся является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача решается в процессе систематического наблюдения за ходом психического 4 развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития – в форме возрастно–психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится ПМПК или психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии. Личностные результаты в полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. Оценка метапредметных результатов Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательной деятельности — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Оценка предметных результатов Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебной деятельности оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы обучающимися с ОВЗ. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Формы представления образовательных результатов: • табель успеваемости по предметам в дневнике (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок); • тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и 5 анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации); • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; • портфолио ученика; • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД. По результатам оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио достижений, делаются выводы о: 1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе; 2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебнопознавательных и учебно-практических задач; 3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений, обучающихся (I уровень) 3.1. Устный опрос является одним из методов учета предметных и метапредметных результатов обучающихся с ОВЗ. При оценивании устных ответов принимается во внимание: - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; - полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа. 3.2. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов. Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи. Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. 6 Отметка «2» может выставляться в дневник, может выставляться в устной форме как метод воспитательного воздействия на ребёнка. Оценка «2» не ставится в журнал. 3.3. При оценке письменных работ по предмету «Русский язык» (письмо и развитие речи) следует руководствоваться следующими нормами: II - IX классы - отметка «5» ставится за работу без ошибок; - отметка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками; - отметка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками; - отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 3.3.1. В письменных работах не учитываются 1-2 исправления. Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается; б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. 3.3.2. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. 3.3.3. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. 3.3.4. При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами: отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления; отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки; отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий; отметка «2» не ставится. 7 3.3.5. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. 3.3.6. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-9 классах - списывание и диктанты. 3.3.7. Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Примерный объем текстов контрольных работ: 1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года), 2 класс - в начале года - 10-12 слов, к концу года -16-18 слов, 3 класс – 20-25 слов, 4 класс – 30-35 слов, 5 класс - 45-50 слов, 6-7 класс – 65-70 слов, 8-9 класс – 75-80 слов. Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах: Вид диктанта Нормы (количество ошибок) «5» «4» «3» Контрольный 1 негрубая 2орфографических 6 орфографических орфографическая + + + 2 пунктуационных 4 пунктуационных + 1 негрубая + пунктуационная 3 дисграфических 4 дисграфических + 1 5 орфографических 1 дисграфическая орфографическая + + 4 пунктуационных 5 пунктуационных + + 3 дисграфических 4 дисграфических 7 орфографических + 7 пунктуационных + 5 дисграфических «2» 8 орфографических + 8 пунктуационных + 6 дисграфических 8 Словарный 0 1-2 3-4 до 7 Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) отметка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок отметка не может быть снижена до неудовлетворительной. При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель: • в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки; • учитывает однотипные ошибки как обычные; • все исправления считает за ошибку. Завышение оценки происходит по следующим причинам: • учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются; • оценка не снижается за многочисленные исправления; • все однотипные ошибки считаются как одна. Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта: 1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся: • ошибка на правило, не изучаемое в школе; • ошибка в переносе слова; • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа. 2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки: • в исключениях из правил; • в переносе слов; • буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта); • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях; • при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы); • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.); • в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями в роли сказуемого; в написании -ы и –и после приставок; • в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского происхождения. К негрубым пунктуационным относятся ошибки: 9 •в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности; • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов). • При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. Повторяющиеся и однотипные ошибки: Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не выделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну. Оценка сочинений и изложений: Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся: • коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму; • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка; • навыки правописания - орфографические и пунктуационные. Требования к объему сочинений и изложений: Примерный объем текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Подробное изложение (количество слов) 100-130 130-170 170-220 220-300 300-350 Классное сочинение (количество страниц) 0,5-1 1-1,5 1,5-2 2-3 3-4 Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: • первая ставится за содержание и речевое оформление; • вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений: Фактические ошибки В изложении: неточности, Логические ошибки - нарушение последовательности в высказывании; 10 искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей. В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат. - отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями; - неоправданное повторение высказанной ранее мысли; - раздробление одной микротемы другой микротемой; - несоразмерность частей; - высказывания или отсутствие необходимых частей; - перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); - неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица. Речевые ошибки: К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические. К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения: • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол; • неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке; • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; • употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно; • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); • стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе). Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кита было два парня: Левин и Вронский; • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного из малышей); • смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов; • речевые ошибки в построении текста. Речевые ошибки в построении текста: • бедность и однообразие синтаксических конструкций; • нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед); 11 • стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку, и она клюнула); • неудачный порядок слов. Грамматические ошибки: Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок: • словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические; • морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.); • синтаксические: а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; б) ошибки в структуре простого предложения: • нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны); нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке); • нарушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн); • ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени); • местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки); • пропуски необходимых слов (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол). в) ошибки в структуре сложного предложения: • смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами); • отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе); г) смешение прямой и косвенной речи; 12 д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная). Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое. Нормы оценивания сочинений и изложений: Отмет Основные критерии оценки ка Содержание и речь Грамотность «5» Содержание работы полностью соответствует Допускается: теме. 1 негрубая орфографическая, Фактические ошибки отсутствуют, в 1 пунктуационная, изложении сохранено не менее 70 % 1 грамматическая, исходного текста. Содержание работы 1 логопедическая ошибка излагается последовательно. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочет в содержании «4» 1.Содержание работы в основном Допускаются: соответствует теме, имеются незначительные 2 орфографических + отклонения от темы. 3 пунктуационных + 2. Содержание изложения в основном 3 грамматических + достоверно, но имеются единичные 3 логопедических ошибки. фактические неточности, при этом в работе 1 орфографическая + сохранено не менее 70 % исходного текста. 3 пунктуационных + Имеются незначительные нарушения 3 грамматических + последовательности в изложении мыслей. 3 логопедических ошибки. Лексический и грамматический строй речи 0 орфографических + достаточно разнообразен. 4 пунктуационные + Стиль работы отличается единством и 3 грамматических + достаточной выразительностью. 3 логопедических ошибки Допускается не более недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. «3» Имеются существенные отклонения Допускаются: от заявленной темы. 0 орфографических + Работа достоверна в основном своем 5-7 пунктуационных содержании, но в ней допущены 3-4 (с учетом повторяющихся фактические ошибки. и негрубых) + Объем изложения составляет менее 70 % 4 логопедических 13 «2» исходного текста. Допущено нарушение последовательности изложения. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается неправильное употребление слов.Стиль работы не отличается выразительностью. Работа не соответствует заявленной теме. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50 % исходного текста. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов ошибки. 6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + ошибки Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических Примечания. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно. 3.4. Планируемые результаты по предмету «Математика» оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. 3.4.1. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными. 14 3.4.2. Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось: во 2 - 3 классах - 25-40 минут, в 4-9 классах 35-40 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её. 3.4.3. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 13 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. 3.4.4. При оценке письменных работ, обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. 3.4.5. Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке комбинированных работ: - отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок; - отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки; - отметка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий; - отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 3.4.6. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно; отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки; отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые; отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 3.4.7. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.): отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно; 15 отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно; отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами; отметка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 3.5. Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. 3.5.1. Отметка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. 3.5.2. Текущая проверка и оценка может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. 3.5.3. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. 3.5.4. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты. Нормативы техники чтения (количество слов в минуту) на полугодие и конец года Таблица №1 Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 уровень (без нарушения произношения) слов/мин 8 - 10 15 - 20 25 - 30 35 - 40 45- 60 60 - 65 70 - 80 80 - 90 90 -100 2 уровень (незначительные речевые нарушения) слов/мин 5 10 - 15 15- 25 30-35 40-50 55-60 60-70 70-80 80-90 3 уровень (выраженные нарушения речи, отсутствие речи) Проводится с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей обучающегося, отслеживается динамика относительно самого ребёнка (учитываются буквы, слоги, отдельные слова) 16 3.5.5. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. II класс отметка «5» ставится ученику, если он: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью (полно, правильно, последовательно); отметка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя; отметка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания. - отметка «2» не ставится. III—IV классы: отметка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с незначительной помощью; отметка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; отметка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя; отметка «2» не ставится. V—IX классы: отметка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет главных действующих лиц 17 произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает по плану содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; отметка «4» ставится ученику, если он читает, в основном, правильно, выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две ошибки при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания; отметка «3» ставится ученику, если он читает по слогам, недостаточно правильно, выразительно; допускает ошибки при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания, допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение воспроизведения. отметка «2» не ставится. 3.6. Оценка трудовых умений в начальной школе (1-4 классы) ставится учителями начальных классов с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Оценивание обучающихся основной школы (5-9 классы) осуществляется учителями технологии. 3.6.1. Критерии оценки обучающихся по предмету «Технология». отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении практической работы и может выполнить её используя план или образец, а также проанализировать и оценить качество своей работы; отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых заданий испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном выполнении практического задания и его анализе; отметка «3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по аналогии и при различных видах помощи; не имеет способности обобщить и проанализировать своей работы; отметка «2» не ставится. 3.7. При оценивании успеваемости по предмету «Физическая культура» учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического развития и психического, двигательные возможности. 3.7.1. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение изучаемых упражнений, при этом учитывается: - как ученик овладел основами двигательных навыков; - как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата; - как понимает и объясняет разучиваемое упражнение; - как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения; - как относится к урокам; 18 - каков его внешний вид; - соблюдает ли дисциплину. Последние два требования не влияют на итоговую отметку, но учитель должен напоминать об этом обучающимся. 3.7.2. Критерии оценки по предмету «Физическая культура»: отметка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне; отметка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности средний, но к концу урока снижается; отметка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп деятельности на низком уровне. отметка «2» может выставляться в устной форме. 3.8. Музыкальное воспитание - это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного развивающего образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной культуры, как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии воспитанников. 3.8.1. Критерии оценивания обучающихся по учебному предмету «Музыка»: отметка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях; отметка «4» ставится, если обучающийся проявляется интерес к предмету, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью; отметка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественноэстетических видов деятельности; отметка «2» не ставится. 3.9. Оценка обучающихся по предмету «Изобразительное искусство». 19 Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с ОВЗ к творческому социально значимому труду, использования изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с нарушением процессов познавательной деятельности на всех этапах обучения в школе. 3.9.1. Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»: отметка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира; отметка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека; отметка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом. отметка «2» не ставится. 3.10. Контрольные работы по учебным предметам с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с рекомендациями ПМПК) оцениваются следующим образом: сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу Выполнение заданий (в %) Вариант 7.1. Базовый 50 - 85% 50 - 85% 50 - 85% Вариант 7.2. 50 - 65% 50 - 65% Соответствие отметкам Уровень Повышенный 50 - 85% 35 - 49% 0 - 34% «5» «4» «3» «2» Высокий Повышенный Средний (базовый) Пониженный 35 - 49% 0 - 34% «5» «4» Высокий Повышенный 20 50 - 65% Не рассматривается «3» Средний (базовый) 4. Оценка продвижения обучающихся со сложным дефектом и комплексными нарушениями в развитии (II уровень). 4.1.Оценивать достижения обучающихся с ОВЗ планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ОВЗ может быть индивидуальный темп освоения содержания образования, и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО ОВЗ в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АОП НОО ОВЗ) аттестации обучающихся с ОВЗ включают: - особую форму организации аттестации с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; - привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); - присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; - адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребостей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); - увеличение времени на выполнение заданий; - возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; 21 - недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. На итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующем уровне, выносятся предметные, метапредметные результаты и результаты освоения программы коррекционной работы. Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО ОВЗ предусматривает оценку достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Итоговая аттестация на уровне начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО делается на основании положительной индивидуальной динамики. 4.2. Обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости, сложным дефектом делится на несколько образовательных этапов, целью каждого из которых является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить. 4.3. Наиболее значимыми этапами являются: Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним); Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого; Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого; Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально); Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу; Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. 4.4. Норма оценивания при освоении обучающимся адаптированных образовательных программ (относится только к категории обучающихся 2 уровня): отметка «2» – не ставится; отметка «3» - выполнение задания в сопряжённом режиме, хотя не наблюдается стойких позитивных изменений (динамика нестабильная, неравномерная); отметка «4» – частичное, избирательное усвоение материала; отметка «5» – способность самостоятельно по образцу выполнять задания. Оценка результатов освоения содержания образовательных программ обучающимися с ОВЗ (II уровень) Чтение. Текст для замеров должен быть незнакомым, но все слова дети должны хорошо знать. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8% до 12%. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как 2 слова. Если в начале замера скорость мала, то надо дать ученику возможность вчитаться в текст и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, дается инструкция, чтобы 22 ребенок прочитал текст в том темпе, в котором ему удобно, а потом ответил на вопросы по содержанию. Результаты фиксируются в таблице. Уметь читать вслух 5 сознательно, правильно целыми словами (трудные по смыслу и по структуре слова -по слогам), соблюдать паузы и интонации, соответствующие знакам 4 препинания; владеть темпом и громкостью речи как средством выразительного чтения; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание; давать 3 подробный пересказ небольшого доступного текста; техника чтения 2530сл./мин. 30-40 сл. в мин, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова- по слогам). 2 Результаты не рассматриваются отметка отметка Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям. Знать наизусть 3-5 стихотворений. Техника чтения на конец года 10-20 слов в минуту 1 полугодие (отметки не 2 полугодие выставляются) 2 полугодие отметка 3 класс отметка отметка 2 класс отметка Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы) 1 полугодие 2 полугодие 1класс (отметки не выставляются ) 1 полугодие 5 Без ошибок; 40-45 сл. в мин. 5 1-2 ошибки, 25-30 сл. 3-4 ошибки, 20-25 сл. 50-55 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи. 23 1-2 ошибки, 40-45 сл. 3-5 ошибок, 35 – 40 сл. 6 и более ошибок, менее 35 сл. 5 Без ошибок; 65-70 сл. в мин. 5 4 3 2 1-2 ошибки, 55-60 сл. 4 3-5 ошибок, 50-55 сл. 3 6 и более ошибок, менее 50 2 сл. 70-80 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения. 1-2 ошибки, 60-70 сл. 3-5 ошибок, 55 – 60 сл. 6 и более ошибок, менее 55 сл. отметка 4 класс 1-2 ошибки, 35-40 сл. 4 3-5 ошибок, 30-35 сл. 3 6 и более ошибок, менее 30 2 сл. 1 полугодие отметка 4 3 2 2 полугодие Русский язык. Объем диктанта и текста для списывания: классы 1 2 3 4 I 15-20 35-40 55-60 II 20-25 40-45 60-65 четверти III 25-30 45-50 65-70 IV 15-17 30-35 50-55 70-75 Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчётом на возможности их выполнения всеми обучающимися (кол-во изученных орфограмм 60 % от общего числа всех слов диктанта). Слова на неизученные правила либо не включаются, либо выносятся на доску. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Хорошо успевающим обучающимся предлагать дополнительное задание повышенной трудности. Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Учитывая, что сочинения и изложения носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки не выставляются. При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок. Оценка за грамматические задания Оценка «5» «4» «3» «2» Уровень ставится за без- ставится, если обу- ставится, если обу- ставится, если выполошибочное вы- чающийся обнаружи- чающий обнаружи- обучающийся нения полнение всех за- вает осознанное вает усвоение опре- обнаруживает задания даний, когда обу- усвоение правил, деленной части из плохое знание чающийся обна- умеет применять изученного материа- учебного матеруживает осо- свои знания в ходе ла, риала, не справзнанное усвоение разбора слов и пред- в работе правильно ляется с боль- 24 определений, пра- ложений и правил не выполнил не менее шинством вил и умение са- менее ¾ заданий ½ заданий грамматических мостоятельно заданий применять знания при выполнении Объем словарного диктанта классы 1 2 3 4 «5» «4» «3» «2» количество слов 7-8 10 12 15 Оценивание словарного диктанта нет ошибок или есть одно исправление 1-2 ошибки плюс 1 исправление (1-й класс); 1-2ошибка плюс 1 исправление (2-4 классы) 5 ошибок и 1 исправление (1-й класс); 3-5 ошибок и 1 исправление (2-4 классы) Более 5 ошибок (1-й класс); (работа выполнена неряшливо) Отметка Оценивание письменных работ обучающихся с ОВЗ начальной школы 5 4 3 2 Программы общеобразовательной школы Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ Не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки Допущены 3-4 орфографические ошибки и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических ошибок Допущены 1 негрубая ошибка или 1-2 исправления, РАБОТА НАПИСАНА ПОНЯТНО. Допущены 1-2 орфографические ошибки, 1-3 пунктуационных и допущены 1-2 исправления Допущены 3-5 орфографических ошибок, 3-4 пунктуационных. Допущены 1-2 исправления Допущены 6-8 орфографических оши- Допущено более 8 орфографических. бок НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ При оценивании письменных работ логопедические ошибки (дисграфические ошибки) не влияют на выставление отметки. Классификация ошибок: Ошибкой в диктанте следует считать: -нарушение правил орфографии при написании слов; -пропуск и искажение букв в словах; -замену слов; -отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 25 За ошибку в диктанте не считаются: - ошибки на те разделы, орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске); -единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; -единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: - два исправления; - две пунктуационные ошибки; -повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку; -при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. Негрубыми ошибками считается: -повторение одной и той же буквы в слове; -недописанное слово; -перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; -дважды записанное одно и то же слово в предложении; -3 негрубые ошибки = 1 ошибке. Однотипные ошибки: -первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку; -при 5 поправках оценка снижается на 1 балл. Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида речевого нарушения: 1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза: • пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); • перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила); • недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); • наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); • искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька); • слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене); 26 • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»; • замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы); • нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю). 2. Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта: • смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка). 3. Ошибки, обусловленные несформированностью лексикограмматической стороны речи: • аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят); • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель». Математика. Оценка усвоения знаний в 1 классе осуществляется через выполнение обучающимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой. В качестве оценивания предметных результатов обучающихся 2-4 классов используется пятибалльная система оценивания. Оценивание устных ответов по математике «5» ставится обучающемуся, если он: а) дает правильные ответы на все поставленные вопросы, обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет самостоятельно использовать изученные математические понятия; б) производит вычисления, правильно обнаруживая при этом знание изученных свойств действий; в) умеет самостоятельно решить задачу и объяснить ход решения; г) правильно выполняет работы по измерению и черчению; д) узнает, правильно называет знакомые геометрические фигуры и их элементы; е) умеет самостоятельно выполнять простейшие упражнения, связанные с использованием буквенной символики. «4» ставится обучающемуся в том случае, если ответ его в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе допускает отдельные неточности в формулировках или при обосновании выполняемых действий; б) допускает в отдельных случаях негрубые ошибки; 27 в) при решении задач дает недостаточно точные объяснения хода решения, пояснения результатов выполняемых действий; г) допускает единичные недочеты при выполнении измерений и черчения. «3» ставится обучающемуся, если он: а) при решении большинства (из нескольких предложенных) примеров получает правильный ответ, даже если обучающийся не умеет объяснить используемый прием вычисления или допускает в вычислениях ошибки, но исправляет их с помощью учителя; б) при решении задачи или объяснении хода решения задачи допускает ошибки, но с помощью педагога справляется с решением. «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя. За комбинированную контрольную работу, содержащую, например, вычислительные примеры и арифметические задачи, целесообразно выставлять две отметки: одну - за вычисления, а другую - за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильное представление о сформированного конкретного умения или навыка. Например, ученик может безошибочно выполнить все вычисления, но при решении задачи неправильно выбрать арифметическое действие, что свидетельствует о несформированности умения решать арифметическую задачу данного типа. При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо представлять, какие из них к данному моменту уже сформированы, а какие только находятся в стадии формирования. Например, на момент проверки учащиеся должны твердо знать таблицу умножения. В этом случае оценивание отметками "5", "4", "3" и "2" состояния сформированности навыка целесообразно произвести по такой шкале: • 95-100% всех предложенных примеров решены верно - "5", • 75-94 % - «4», • 40-74 % - «3», • ниже 40% -«2». Если работа проводится на этапе формирования навыка, когда навык еще полностью не сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процент правильных ответов может быть ниже): • 90-100% всех предложенных примеров решены верно-«5», • 55-89% правильных ответов-«4», • 30-54 % - «3». Таким образом, число допущенных ошибок не является решающим при выставлении отметки. Важнейшим показателем считается правильность выполнения задания. Не следует снижать отметку за неаккуратно выполненные записи (кроме неаккуратно выполненных геометрических построений отрезка, многоугольника и пр.), за грамматические ошибки и т.п. Эти показатели несущественны при оценивании математической подготовки ученика, так как не отражают ее уровень. 28 Умения "рационально" производить вычисления и решать задачи характеризует высокий уровень математического развития ученика. Эти умения сложны, формируются очень медленно, и за время обучения в начальной школе далеко не у всех детей могут быть достаточно хорошо сформированы. Нельзя снижать оценку за "нерациональное" выполнение вычисления или "нерациональный" способ решения задачи. Кроме оценивания контрольной работы отметкой необходимо проводить качественный анализ ее выполнения учащимися. Этот анализ поможет учителю выявить пробелы в знаниях и умениях, спланировать работу над ошибками, ликвидировать неправильные представления учащихся, организовать коррекционную работу. Оценивая контрольные работы во 2-4 классах по пятибалльной системе оценок, учитель руководствуется тем, что при проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков, но и умение применять их в ходе решения учебных и практических задач. Проверка письменной работы, содержащей только примеры. При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки: отметка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно; отметка "4" ставится, если в работе допущены 1-3 вычислительные ошибки; отметка "3" ставится, если в работе допущены 4-6 вычислительных ошибок; отметка "2 "ставится, если в работе допущены более 6 вычислительных ошибок. Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно, при проверке оценка не снижается. Проверка письменной работы, содержащей только задачи. При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки: отметка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок; отметка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2 вычислительные ошибки; отметка "3" ставится, если: • допущена одна ошибка в ходе решения одной задачи и 1-3 вычислительные ошибки; • вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача; отметка "2" ставится, если: • допущены ошибки в ходе решения всех задач; • допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных ошибок в других задачах. Оценка математического диктанта. 29 При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических действий, ставятся следующие отметки: отметка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно; отметка «4» ставится, если неверно выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа; отметка «3» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа; отметка «2» ставится, если неверно выполнена более 1/2 части примеров от их общего числа. Грубой ошибкой следует считать: • неверное выполнение вычислений; • неправильное решение задач (пропуск действий, невыполнение вычислений, неправильный ход решения задач, неправильное пояснение или постановка вопроса к действию); • неправильное решение уравнения и неравенства; • неправильное определение порядка действий в числовом выражении со скобками или без скобок. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Проверочные работы имеют своей целью проверку усвоения изученного программного материала (по всей теме или по определенному ее разделу). Для проведения проверочных работ учитель может отвести весь урок или его часть (10-15 минут). Проверочные задания по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи направлены на выявление: • уровня представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения, их свойствах; • уровня сенсорного и умственного развития; • сформированности обобщенных представлений на основе выделения общих существенных признаков; • умения проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков; • умения рассказать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану; • умения узнавать в природе и на картинке цветы, деревья, кустарники, плоды, птиц, домашних и диких животных; • уровня развития речи, степени систематизации словаря; • умения различать взаимное расположение предметов и обозначать эти отношения соответствующими словами; • умения работать по плану, инструкции, алгоритму; • умения вести наблюдения, анализировать их и делать выводы; • умения выбирать способ обследования предмета; • умения давать полные ответы на вопросы об увиденном, о собственных впечатлениях, наблюдениях и практической деятельности; • умения описывать предметы, явления, излагать события или рассуждать о них в определенной последовательности; 30 • уровня овладения навыками предметно-практической деятельности; • умения составлять рассказы по сюжетной картине, по серии карти- нок, опорному слову, образцу; • выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Виды проверочных работ Выбор вида проверочных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным существенным вопросам изучаемой темы. Основными видами проверочных работ по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются: • устные и письменные ответы на вопросы с использованием справочного материала; • составление рассказов по опорным словам, иллюстрируемым картинкой; • составление рассказов по серии картинок; • составление рассказов по серии сюжетных картинок, предлагаемых в нарушенной последовательности; • составление рассказов по сюжетным картинам; • составление плана рассказа при помощи картинок; • составление рассказов о наблюдениях в природе и за деятельностью человека по плану, алгоритму; • работа с деформированным предложением, текстом; • пересказ по готовому образцу; • решение речевых логических задач; • работа по перфокартам; • распределение (группировка) предметных картинок по заданным признакам, • работа с лекалами, трафаретами, контурными изображениями; • конструирование (аппликация) из палочек, геометрических фигур, природного материала, бумаги, картона, дерева: • выполнение коллективных работ по предварительно обсужденному замыслу, • ролевой тренинг, • выполнение тестовых заданий. Речевая логическая задача - рассказ-загадка о явлениях природы, предметах ближайшего окружения, ответ на которого может быть получен при уяснении связей и закономерностей между рассматриваемыми предметами, явлениями, событиями. Решение логических задач активизирует приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключений), стимулирует развитие словесно-логического мышления. Оценивание учащихся по предмету « Окружающий мир» Словесная оценка знаний и умений по предмету "Окружающий мир " в 1 классе в соответствии с требованиями программы производится по результатам бесед, наблюдений, практических работ, дидактических игр. 31 Во 2 классе знания и умения обучающихся по ознакомлению с окружающим миром оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ, предметным и сюжетным картинам, индивидуальным карточкам. Оценка устных ответов. отметка "5" ставится обучающемуся, если он даст правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, на результаты практических работ; раскрывает возможные взаимосвязи; умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, пользоваться планом, алгоритмом, применять свои знания на практике; дает полные ответы на поставленные вопросы; отметка "4" ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но обучающийся допускает отдельные неточности, нарушения логической последовательности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике. При оказании учителем обучающей помощи эти недочеты ученик исправляет сам; отметка "3" ставится, если обучающийся усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки; не умеет использовать результаты практических работ, затрудняется в установлении связей между объектами и явлениями природы, между природой и человеком: излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах результаты наблюдений, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может самостоятельно применять знания на практике, но с помощью учителя исправляет перечисленные недочеты; отметка "2" ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя, не отвечает ни на один из поставленных вопросов или отвечает на них неправильно. Оценка достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения программы коррекционной работы Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы, составляет неотъемлемую часть АООП НОО ОВЗ и осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ОВЗ; 32 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО ОВЗ, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ОВЗ, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы целесообразно использовать все формы мониторинга: стартовую, текущую и итоговую диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы мониторинга можно использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ОВЗ в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в нее определенных корректив. Целью итоговой диагностики, проводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ОВЗ в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и итоговой диагностики разработаны школой с учетом типологических и инди33 видуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ содержания АООП НОО специалисты, осуществляющие его психологопедагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающегося необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию дальнейшего образовательного маршрута учащихся с ОВЗ (с согласия родителей / законных представителей обучающегося). 5. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ 5.1. Освоение адаптированной образовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего объема, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся с ОВЗ, проводимой в форме, установленной образовательным учреждением. 5.2. Форма промежуточной аттестации определяется учителем с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых образовательных технологий и календарно-тематического планирования. 5.3. Промежуточная аттестация проводится во 2–9 классах школы, в конце каждого учебного года учителями, в сроки, установленные календарным учебным графиком школы. 5.4. Дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированной программе начального общего образования (II уровень) получают цензовое образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но в пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса. 5.5.Оставление на повторное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте обучающегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной 34 невозможности посещения школы, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т. д. В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего образования (ч. 13 ст. 60 Закона № 273-ФЗ). 6. Итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ 6.1. Государственная итоговая аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с федеральным законодательством. 6.2. Обучение учащихся с ОВЗ завершается итоговой аттестацией (I уровень) – в форме ГВЭ (обучающиеся сдают 2 основных предмета: русский язык и математика). 6.3. Выпускникам с ОВЗ, успешно прошедшим итоговую аттестацию (II уровень) выдается справка об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. 35