Положение о разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ и адаптированных образовательных программ

- анализ и подбор содержания;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
2. Структура и содержание АООП
АООП для учащихся с ОВЗ содержит три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
2.1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты
реализации АООП, а также способы определения достижения этих результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения
учащимися АООП, систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП обучающихся.
2.1.1. Пояснительная записка раскрывает:
 цели реализации АООП, конкретизированные в соответствии с требованиями
соответствующего Стандарта к результатам освоения учащихся с ОВЗ
соответствующего варианта АООП;
 принципы и подходы к формированию АООП;
 общую характеристику АООП;
 психолого-педагогическую характеристику учащихся с ОВЗ;
 описание особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ;
 описание структуры и общую характеристику специальной индивидуальной
программы развития (СИПР) обучающихся с умственной отсталостью (умеренной,
тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) (только
для АООП, разработанных на основе ФГОС О УО).
2.1.2. Планируемые результаты освоения АООП:
 обеспечивают связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и
системой оценки результатов освоения АООП;
 являются основой для разработки АООП;
 являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих
программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения
учащимися АООП в соответствии с требованиями ФГОС.
 содержание и структура планируемых результатов освоения АООП отражает
требования ФГОС, передаёт специфику образовательной деятельности (в
частности, специфику целей изучения отдельных предметов и курсов
коррекционной области), соответствует возрастным и особым образовательным
потребностям учащихся с ОВЗ.
2.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП с
ориентиром на планируемые результаты устанавливает:
 основные направления деятельности,
 описание объекта и содержания оценки,
 критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
 формы представления результатов,
 условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную
оценку динамики индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ.
2.1.4. Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения
учащимися с ОВЗ требований АООП, а для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития также
выполнения требований СИПР.
2.1.5. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации и итоговой аттестации учащихся регламентируются
локальными актами Учреждения.

2.1.6. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС,
определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки учащихся,
состав и структуру обязательных предметов и коррекционно- развивающей областей по
годам обучения. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов
АООП.
АОП при необходимости индивидуализируется, к ней может быть создано несколько
учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие
образовательные потребности групп или отдельных учащихся с ОВЗ.
2.2. Содержательный раздел определяет общее содержание АООП конкретной
нозологической группы учащихся с ОВЗ и включает программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (в зависимости от
варианта АООП содержательный раздел ориентирован на достижение только личностных
и предметных результатов):
 программу формирования универсальных учебных действий (базовых учебных
действий);
 программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности;
 программу духовно-нравственного развития, воспитания учащихся с ОВЗ при
получении начального общего образования (в зависимости от варианта АООП нравственного развития, воспитания учащихся с ОВЗ);
 программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
 программу коррекционной работы;
 программу внеурочной деятельности.
2.2.1. Программа формирования УУД (БУД) у учащихся с ОВЗ содержит:
 описание ценностных ориентиров содержания образования;
 связь УУД (БУД) с содержанием учебных предметов;
 характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
УУД;
 типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных УУД;
 описание преемственности программы формирования УУД;
 сформированность УУД у учащихся с ОВЗ на этапе завершения обучения при
получении уровневого образования. В зависимости от варианта АООП программа
формирования УУД заменяется программой базовых учебных действий.
2.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают достижение
планируемых результатов освоения АОП.
2.2.3. Программы отдельных учебных предметов, коррекционных курсов содержат:
 пояснительную записку, в которой конкретизируется общая цель при получении
образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
 общую характеристику учебного предмета, курса;
 личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, коррекционного курса (в зависимости от варианта АОП
программы учебных предметов, коррекционных курсов содержат только
личностные и предметные результаты);
 содержание учебного предмета, коррекционного курса;
 корректируемые умения по разделам курса;
 тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся.
2.2.4. Программа духовно-нравственного развития (или нравственного развития)
направлена на обеспечение духовно-нравственного (нравственного) развития учащихся с

ОВЗ в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной
педагогической работе Учреждения, семьи, социальных партнеров и общественности.
2.2.5. Программа духовно-нравственного развития включает: цель, задачи, основные
направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных
компетенций, моделей поведения учащихся с ОВЗ), формы организации работы.
Программа духовно-нравственного развития обеспечивает:
 создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся
осваивать и на практике использовать полученные знания;
 формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную,
этническую и региональную специфику.
2.2.6. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
содержит цели, задачи, планируемые результаты, основные направления работы и
перечень организационных форм. Программа обеспечивает:
 формирование представлений об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека
и окружающей среды;
 пробуждение в учащихся желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения
правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера
учебной деятельности и общения;
 формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
 формирование установок на использование здорового питания;
 использование оптимальных двигательных режимов для учащихся с ОВЗ с учетом
их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в
занятиях физической культурой и спортом;
 соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
 формирование негативного отношения к факторам риска здоровью учащихся;
 формирование потребности у учащихся с ОВЗ обращения к врачу по любым
вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья,
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;
 формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших
умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;
 становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических сильнодействующих веществ.
2.2.7. Программа коррекционной работы обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии на
основе рекомендаций ПМПК и ИПРА;
 осуществление
индивидуально-ориентированной,
психолого-медикопедагогической помощи учащимся с ОВЗ с учетом особых образовательных
потребностей, индивидуальных возможностей учащихся (в соответствии с
рекомендациями ПМПК, ИПРА),
 возможность освоения учащимися АООП и включения их в процесс инклюзии
(интеграции) в Учреждении,
 осуществление специальной поддержки освоения АООП учащимися с ОВЗ с
учетом их особых образовательных потребностей.
2.2.7.1. Программа коррекционной работы предусматривает реализацию коррекционноразвивающей области (направления) через:

 коррекционные курсы, что позволяет учащимся с ОВЗ освоить специальные
умения и навыки повышения свих психофизических возможностей, развить
компенсаторные механизмы;
 обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и
воспитательных мероприятий в условиях урочной и внеурочной деятельности;
 организацию и осуществление специалистами индивидуальной коррекционной
работы (педагогической, психологической, медицинской) с учащимися с ОВЗ,
требующие проведения индивидуальных коррекционных занятий;
 взаимодействие с семьей (законными представителями) учащихся с ОВЗ.
2.2.7.2. Программа коррекционной работы учитывает психофизические особенности и
состояния здоровья учащихся с ОВЗ и содержит:
 цель, задачи,
 основные направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное, информационно-просветительское),
 программы коррекционных предметов (курсов),
 перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей учащихся с ОВЗ;
 систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
учащихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего
учащихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего
психолого-медико-педагогическое обследование учащихся с целью выявления их
особых образовательных потребностей,
 мониторинг динамики развития учащихся с ОВЗ,
 описание специальных условий обучения учащихся с ОВЗ,
 механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинского
работника Учреждения и других организаций, специализирующихся в области
семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности,
 корректировку мероприятий,
 планируемые результаты коррекционной работы.
2.2.8. Программа коррекционной работы предусмотрена для учащихся с УО.
АООП в зависимости от прописанных ПМПК условий индивидуализируется СИПР, к
которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные
учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных
учащихся с умственной отсталостью.
2.2.9. СИПР включает:
 Пояснительную записку, которая включает описание структуры и общую
характеристику СИПР, разрабатываемой на основе АООП.
 общие сведения о ребенке;
 характеристику, включающую оценку развития учащегося на момент составления
программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения
ребенка;
 индивидуальный учебный план;
 содержание образования в условиях организации и семьи;
 условия реализации и потребность в уходе и присмотре;
 перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
 перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и
семьи учащегося;
 перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
 средства мониторинга и оценки динамики обучения.

 систему оценки результатов освоения учащимся СИПР.
2.2.10. Программа внеурочной деятельности предполагает спортивно- оздоровительное,
нравственное, социальное, общекультурное направления в таких формах, как
индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования,
общественно полезные практики и другие.
2.2.11. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности содержат:
 результаты освоения курса внеурочной деятельности;
 содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности;
 тематическое планирование.
2.3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизмы реализации АООП.
Организационный раздел включает учебный план, календарный учебный график и
систему специальных условий реализации АООП.
2.3.1. Учебный план определяет состав и структуру обязательных предметных и
коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).
Учебный план разрабатывается с учетом особых образовательных потребностей учащихся
с ОВЗ в соответствии с требованиями соответствующих ФГОС, на основе
соответствующей примерной образовательной программы, на основании требований
СанПиН, с учетом установленного общего объема нагрузки и максимального объема
аудиторной нагрузки учащихся с ОВЗ.
2.3.1.1. Учебный план включает:
 пояснительную записку (в пояснительной записке к учебному плану указываются
формы проведения промежуточной аттестации, даются разъяснения по
особенностям формирования части Учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений);
 обязательную часть учебного плана: предметные области с учетом
соответствующего ФГОС;
 часть Учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений,
учебные занятия по выбору (запросу учащихся и их родителей (законных
представителей) с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ;
 внеурочную деятельность, включающую направления внеурочной работы,
коррекционно-развивающую область (является обязательным элементом учебного
плана, реализуется через содержание коррекционных курсов).
2.3.1.2. АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или
отдельных учащихся с ОВЗ на основе специально разработанных индивидуальных
образовательных маршрутов (ИОМ), которые обеспечивают освоение АООП на основе
индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей
учащегося в соответствии с положением об индивидуальном образовательном маршруте
для учащихся с ОВЗ.
2.3.2. Система условий реализации АООП (далее - система условий) разрабатывается на
основе соответствующих требований ФГОС и обеспечивает достижение планируемых
результатов освоения АООП.
Система условий содержит описание имеющихся условий (кадровое, финансовое,
материально–техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение);
контроль за состоянием системы условий.
3. Порядок разработки и утверждения адаптированной основной
общеобразовательной программы
3.1. Порядок разработки и утверждения рабочих программ определяются настоящим
Положением Учреждения.
3.2. Рабочие программы рассматриваются на методических объединениях школы и
являются приложением к АООП.

3.3. АООП рассматривается на педагогическом совете Учреждения и утверждается
директором Учреждения.
4. Условия реализации адаптированной образовательной программы
4.1. Реализация АООП должна предусматривать создание в Учреждении специальных
условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
4.2. Реализация АООП организуется в соответствии с локальными актами по
инклюзивному образованию Учреждения.
4.3. К реализации АООП привлекаются тьютор (по необходимости), учитель-дефектолог,
учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-предметник, педагог
организатор, педагог дополнительного образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».