Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ПРИНЯТО решением педагогического учителей русского языка протокол от 28.08.2023 №1 Руководитель ШМО: Попова Н.В. совета МБОУ СОШ №86 протокол от 28.08.2023 № 1 Приложение к ООП СОО. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 10-11 классов. г. Екатеринбург, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Изучение русского языка способствует усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей. Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля. Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального государства. Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка. Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности. Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности. В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.). В содержании программы выделяются три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи». Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: • • осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому языку; овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации; • • • • совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности; обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10 КЛАСС Общие сведения о языке Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука. Язык и культура. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков. Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Система языка, её устройство, функционирование. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Качества хорошей речи. Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение). Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительновыразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение). Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм. Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления. Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Морфология. Морфологические нормы Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление). Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа. Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы. Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных. Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя. Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения. Орфография. Основные правила орфографии Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне. Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок. Правописание суффиксов. Правописание н и нн в словах различных частей речи. Правописание не и ни. Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Речь. Речевое общение Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение). Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения). Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п. Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Текст, его основные признаки (повторение, обобщение). Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление). Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста. План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия. 11 КЛАСС Общие сведения о языке Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) (обзор). Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложения. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным. Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова. Основные нормы употребления однородных членов предложения. Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Основные нормы построения сложных предложений. Пунктуация. Основные правила пунктуации Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обособлении. Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при передаче чужой речи. Функциональная стилистика. Культура речи Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение). Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор). Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор). Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор). Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор). Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: • • • • • • • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. 2) патриотического воспитания: • • • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу. 3) духовно-нравственного воспитания: • • • • осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. 4) эстетического воспитания: • • • • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку. 5) физического воспитания: • • • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. 6) трудового воспитания: • • • • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. 7) экологического воспитания: • • • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; • расширение опыта деятельности экологической направленности. 8) ценности научного познания: • • • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: • • • • • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • • • • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне; устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; • • • • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: • • • • • • • • • • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: • • • владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие); оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; • • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: • • • • осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: • • • • • • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: • • • • • • • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: • • • • • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10 КЛАСС К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Общие сведения о языке Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке. Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовнонравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного). Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике. Язык и речь. Культура речи Система языка. Культура речи Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы. Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики. Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры. Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка. Иметь представление о языковой норме, её видах. Использовать словари русского языка в учебной деятельности. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы Выполнять фонетический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте. Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Использовать орфоэпический словарь. Лексикология и фразеология. Лексические нормы Выполнять лексический анализ слова. Определять изобразительно-выразительные средства лексики. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Соблюдать лексические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоциональноэкспрессивной лексики. Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур). Использовать словообразовательный словарь. Морфология. Морфологические нормы Выполнять морфологический анализ слова. Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать морфологические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного). Использовать словарь грамматических трудностей, справочники. Орфография. Основные правила орфографии Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии. Выполнять орфографический анализ слова. Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила орфографии. Использовать орфографические словари. Речь. Речевое общение Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик). Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Текст. Информационно-смысловая переработка текста Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике. Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух. Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов). Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие). Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки. 11 КЛАСС К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Общие сведения о языке Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе. Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое. Язык и речь. Культура речи Синтаксис. Синтаксические нормы Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения. Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного). Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного). Соблюдать синтаксические нормы. Использовать словари грамматических трудностей, справочники. Пунктуация. Основные правила пунктуации Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации. Выполнять пунктуационный анализ предложения. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного). Соблюдать правила пунктуации. Использовать справочники по пунктуации. Функциональная стилистика. Культура речи Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики. Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы. Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы). Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов). Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы п/п Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука 1.2 Язык и культура 1.3 Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков 1.4 Формы существования русского национального языка Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 1 1 1 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы Итого по разделу 5 Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи 2.1 Система языка, её устройство, функционирование 1 введите введите значение значение 2.2 Культура речи как раздел лингвистики 1 введите введите значение значение 2.3 Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды 1 введите введите языковых норм значение значение 2.4 Качества хорошей речи 1 введите введите значение значение 2.5 Основные виды словарей (обзор) 1 введите введите значение значение Итого по разделу 5 Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы 3.1 Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики.(повторение, 1 введите введите обобщение). Изобразительно-выразительные средства фонетики значение значение (повторение, обобщение). 3.2 Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы 2 введите введите значение значение Итого по разделу 3 Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы 4.1 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики 2 введите введите (повторение, обобщение). Изобразительно-выразительные значение значение средства лексики (повторение, обобщение) 4.2 Основные лексические нормы современного русского 3 введите введите литературного языка значение значение 4.3 Функционально-стилистическая окраска слова 1 введите введите значение значение 4.4 Экспрессивно-стилистическая окраска слова 1 введите введите Электронные (цифровые) образовательные ресурсы [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] 4.5 Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые 1 введите введите [[Библиотека ЦОК слова значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] Итого по разделу 8 Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы 5.1 Морфемика и словообразование как разделы лингвистики 2 введите введите [[Библиотека ЦОК (повторение, обобщение) значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] 5.2 Словообразовательные нормы 1 введите введите [[Библиотека ЦОК значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] Итого по разделу 3 Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы 6.1 Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение) 2 введите введите [[Библиотека ЦОК значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] 6.2 Морфологические нормы современного русского литературного 4 введите введите [[Библиотека ЦОК языка (общее представление) значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] Итого по разделу 6 Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии 7.1 Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение) 1 введите введите [[Библиотека ЦОК значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] 7.2 Правописание гласных и согласных в корне 2 введите введите [[Библиотека ЦОК значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] 7.3 Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. 2 введите введите [[Библиотека ЦОК Буквы ы — и после приставок значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] 7.4 Правописание суффиксов 2 введите введите [[Библиотека ЦОК значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] 7.5 Правописание н и нн в словах различных частей речи 2 введите введите [[Библиотека ЦОК значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] 7.6 Правописание не и ни 1 введите введите [[Библиотека ЦОК значение значение https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] № п/п Наименование разделов и тем программы 7.7 Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов 7.8 Слитное, дефисное и раздельное написание слов Итого по разделу Раздел 8. Речь. Речевое общение 8.1 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение) 8.2 Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты 8.3 Речевой этикет Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 2 введите введите значение значение 2 введите введите значение значение 14 1 1 1 8.4 Публичное выступление 2 Итого по разделу Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста 9.1 Текст, его основные признаки (повторение, обобщение) 5 9.2 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление) 9.3 Информативность текста. Виды информации в тексте 2 9.4 Информационно-смысловая переработка текста. План. Тезисы.Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия Итого по разделу Повторение 3 Итоговый контроль 5 1 2 8 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] введите значение 5 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc]] № п/п Наименование разделов и тем программы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 11 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы п/п Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 Культура речи в экологическом аспекте Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 68 5 0 Всего 2 Количество часов Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] Итого по разделу 2 Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы 2.1 Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, 2 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК обобщение) https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 2.2 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса 2 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 2.3 Синтаксические нормы. Основные нормы согласования 2 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК сказуемого с подлежащим https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 2.4 Основные нормы управления 2 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 2.5 Основные нормы употребления однородных членов 2 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК предложения https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 2.6 Основные нормы употребления причастных и 3 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК деепричастных оборотов https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 2.7 Основные нормы построения сложных предложений 3 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 2.8 Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис. 1 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК Синтаксические нормы» https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] Итого по разделу 17 Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации 3.1 Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, 1 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК № п/п Наименование разделов и тем программы обобщение) 3.2 Знаки препинания между подлежащим и сказуемым Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы 1 введите значение введите значение 3.3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 3.4 Знаки препинания при обособлении 2 введите значение введите значение 3 введите значение введите значение 3.5 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями 3.6 Знаки препинания в сложном предложении 2 введите значение введите значение 3 введите значение введите значение 3.7 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 3.8 Знаки препинания при передаче чужой речи 2 введите значение введите значение 2 введите значение введите значение 3.9 Повторение и обобщение по темам раздела "Пунктуация. Основные правила пунктуации" Итого по разделу Раздел 4. Функциональная стилистика. Культура речи 4.1 Функциональная стилистика как раздел лингвистики 1 введите значение введите значение 17 4.2 Разговорная речь 2 4.3 Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор (обзор) 4.4 Научный стиль 2 4.5 Основные жанры научного стиля (обзор) 2 1 3 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] № п/п Наименование разделов и тем программы 4.6 Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового стиля (обзор) 4.7 Публицистический стиль 4.8 Основные жанры публицистического стиля (обзор) 4.9 Язык художественной литературы Итого по разделу Повторение Итоговый контроль ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № Тема урока п/п 1 Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах 2 Повторение в начале года. Практикум 3 Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука Взаимосвязь языка и культуры 4 Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы 2 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 2 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 3 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 4 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 21 6 введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 5 5 введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2]] 68 5 0 Количество часов Дата Электронные цифровые изучения образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы 1 введите введите введите [[]] значение значение дату 1 введите введите введите [[]] значение значение дату 1 введите введите введите [[]] значение значение дату 1 введите введите введите [[]] значение значение дату № п/п 5 6 7 8 9 Тема урока Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Внутренние и внешние функции русского языка Формы существования русского национального языка Формы существования русского национального языка.Практикум Язык как система. Единицы и уровни языка, их связи и отношения Культура речи как раздел лингвистики Количество часов Дата Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические изучения работы работы 1 введите введите введите [[]] значение значение дату 1 1 1 1 10 Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм 11 Качества хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи 12 Основные виды словарей 1 13 Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение) 14 Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы 15 Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Практикум 16 Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства лексики 17 Основные лексические нормы современного русского литературного языка 18 Основные лексические нормы современного русского 1 1 1 1 1 1 1 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату [[]] введите значение введите значение введите значение введите значение введите дату введите дату [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad112]] введите значение введите значение введите значение введите значение введите введите значение введите значение введите значение введите значение введите введите дату введите дату введите дату введите дату введите [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad220]] [[]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad004]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacd7a]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad464]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad6a8]] [[Библиотека ЦОК № п/п 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тема урока Количество часов Дата Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические изучения работы работы литературного языка. Практикум значение значение дату https://m.edsoo.ru/fbaad57c]] Речевая избыточность как нарушение лексической нормы 1 введите введите введите [[]] (тавтология, плеоназм) значение значение дату Речевая избыточность как нарушение лексической нормы 1 введите введите введите [[]] (тавтология, плеоназм). Практикум значение значение дату Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика 1 введите введите введите [[]] общеупотребительная, разговорная и книжная; значение значение дату особенности использования Нейтральная, высокая, сниженная лексика. Эмоционально- 1 введите введите введите [[]] оценочная окраска слова. Уместность использования значение значение дату эмоционально-оценочной лексики Особенности употребления фразеологизмов и крылатых 1 введите введите введите [[]] слов значение значение дату Итоговый контроль [["Лексикология и фразеология. 1 1 введите введите [[]] Лексические нормы". Обучающее сочинениезначение дату рассуждение]] Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. 1 введите введите введите [[Библиотека ЦОК Основные понятия морфемики и словообразования значение значение дату https://m.edsoo.ru/fbaad34c]] (повторение, обобщение) Морфемный и словообразовательный анализ слова. 1 введите введите введите [[]] Практикум значение значение дату Словообразовательные трудности (обзор) 1 введите введите введите [[]] значение значение дату Морфология как раздел лингвистики (повторение, 1 введите введите введите [[Библиотека ЦОК обощение) значение значение дату https://m.edsoo.ru/fbaad856]] Морфология как раздел лингвистики. Практикум 1 введите введите введите [[]] значение значение дату Морфологические нормы современного русского 1 введите введите введите [[Библиотека ЦОК литературного языка. Основные нормы употребления имён значение значение дату https://m.edsoo.ru/fbaad96e]] существительных, имён прилагательных, имён № п/п Тема урока числительных 31 Основные нормы употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных. Практикум 32 Основные нормы употребления местоимений, глаголов Количество часов Дата Всего Контрольные Практические изучения работы работы 1 1 33 Основные нормы употребления местоимений, глаголов. Практикум 34 Итоговый контроль [["Морфология. Морфологические нормы". Изложение с творческим заданием]] 35 Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение) 36 Правописание гласных и согласных в корне 1 37 Правописание гласных и согласных в корне. Практикум 1 38 Правила правописания слов с разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок 39 Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок. Практикум 40 Правописание суффиксов 1 41 Правописание суффиксов. Практикум 1 42 Правописание н и нн в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах, причастиях, наречиях 43 Правописание н и нн в словах различных частей речи. Практикум 44 Правописание слов с не и ни (в отрицательных и неопределенных местоимениях, наречиях при двойном отрицании, в восклицательных предложениях с 1 1 1 1 1 1 1 1 введите значение введите значение введите значение 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату Электронные цифровые образовательные ресурсы [[]] [[]] [[]] [[]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae35a]] [[]] [[]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae53a]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae65c]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae88c]] № п/п Тема урока придаточными уступительными) 45 Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов 46 Правила правописания безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов. Практикум 47 Слитное, дефисное и раздельное написание слов Количество часов Дата Всего Контрольные Практические изучения работы работы 1 1 1 48 Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Практикум 49 Контрольная работа по теме [["Орфография. Основные правила орфографии"]] 50 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение) 51 Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты 52 Речевой этикет. Основные функции 1 53 Публичное выступление и его особенности 1 54 Публичное выступление. Практикум 1 55 Текст, его основные признаки. Практикум 1 56 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление) 57 Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте. Практикум 58 Информативность текста. Виды информации в тексте 1 1 1 1 1 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbaae76a]] введите [[]] дату введите значение введите значение 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaeaee]] [[]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac834]] [[]] [[]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaca5a]] [[]] [[]] [[]] № п/п Количество часов Дата Электронные цифровые образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические изучения работы работы 59 Информативность текста. Виды информации в тексте. 1 введите введите введите [[]] Практикум значение значение дату 60 Информационно-смысловая переработка текста. План. 1 введите введите введите [[Библиотека ЦОК Тезисы. Конспект значение значение дату https://m.edsoo.ru/fbaacb72]] 61 Информационно-смысловая переработка текста. Отзыв. 1 введите введите введите [[]] Рецензия значение значение дату 62 Информационно-смысловая переработка текста. Реферат. 1 введите введите введите [[]] Аннотация значение значение дату 63 Итоговый контроль [["Текст. Информационно-смысловая 1 1 введите введите [[]] переработка текста". Сочинение]] значение дату 64 Контрольная итоговая работа 1 1 введите введите [[]] значение дату 65 Повторение и обобщение [[изученного в 10 классе. 1 введите введите введите [[]] Культура речи]] значение значение дату 66 Повторение и обобщение [[изученного в 10 классе. 1 введите введите введите [[Библиотека ЦОК Орфография]] значение значение дату https://m.edsoo.ru/fbaaee5e]] 67 Повторение и обобщение [[изученного в 10 классе. 1 введите введите введите [[Библиотека ЦОК Пунктуация]] значение значение дату https://m.edsoo.ru/fbaaf034]] 68 Повторение и обобщение [[изученного в 10 классе. Текст]] 1 введите введите введите [[]] значение значение дату ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 5 0 11 КЛАСС № п/п Тема урока Тема урока 1 Повторение и обобщение изученного в 10 классе 2 Повторение и обобщение изученного в 10 классе. Практикум 3 Культура речи в экологическом аспекте. Культура речи как Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 1 введите введите значение значение 1 введите введите значение значение 1 введите введите Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы введите [[]] дату введите [[]] дату введите [[Библиотека ЦОК № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы значение значение 6 часть здоровой окружающей языковой среды Культура речи в экологическом аспекте. Проблемы речевой культуры в современном обществе (общее представление) Итоговый контроль [["Общие сведения об языке". Сочинение (обучающее)]] Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение) 7 Синтаксис как раздел лингвистики. Практикум 1 8 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса 1 4 5 Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Практикум 10 Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении 9 11 Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4]] введите значение введите значение введите [[]] дату 1 1 введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbaadc98]] введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[]] дату введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbaaddb0]] 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbaafd18]] введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab04e8]] 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите введите значение введите значение введите введите [[]] дату введите [[]] дату введите [[]] 1 1 Основные нормы употребления однородных членов предложения 15 Предложения с однородными членами, соединенными двойными союзами. Практикум 16 Основные нормы употребления причастных оборотов 1 14 дату Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова. Употребление производных предлогов 13 Основные нормы управления. Практикум 12 Дата изучения 1 17 Основные нормы употребления деепричастных оборотов 1 18 Основные нормы употребления причастных и деепричастных 1 № п/п 19 20 21 22 23 24 Тема урока оборотов. Практикум Основные нормы построения сложных предложений: сложноподчиненного предложения с с придаточным определительным; придаточным изъяснительным Основные нормы построения сложного предложения с разными видами связи Основные нормы построения сложных предложений. Практикум Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы» Контрольная работа по теме "Синтаксис и синтаксические нормы" Пунктуация как раздел лингвистики. (повторение, обобщение) Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы значение значение введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 1 введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[]] дату введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[]] дату введите значение введите значение введите [[]] дату 1 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум 28 Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, приложениями 29 Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями, обстоятельствами, уточняющими членами 30 Знаки препинания при обособлении. Практикум 1 Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями 32 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями. Практикум 1 27 31 дату 1 Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными разными частями речи 26 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 25 Дата изучения 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы № п/п Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 1 введите введите Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом значение значение предложении Дата изучения 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbaaf3ea]] 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 1 введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab1d48]] 43 Правила постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении Правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум Правила пунктуационного оформления предложений с прямой речью, косвенной речью, диалогом, цитатой Повторение правил пунктуационного оформления предложений при передаче чужой речи. Практикум Повторение и обобщение по темам раздела "Пунктуация. Основные правила пунктуации" Итоговый контроль [["Пунктуация. Основные правила пунктуации". Сочинение]] Функциональная стилистика как раздел лингвистики (повторение, обобщение) Разговорная речь 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab202c]] 44 Разговорная речь. Практикум 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab21da]] 1 введите значение введите значение введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab25c2]] 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Тема урока Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор (обзор) 46 Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор. Практикум 47 Научный стиль, сфера его использования, назначение 45 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы введите [[]] дату № п/п Тема урока 48 Основные подстили научного стиля 49 Основные подстили научного стиля. Практикум 50 Основные жанры научного стиля (обзор) 51 Основные жанры научного стиля. Практикум 52 57 Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение Основные жанры официально-делового стиля (обзор). Практикум Публицистический стиль, сфера его использования, назначение Публицистический стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности стиля Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж Основные жанры публицистического стиля: интервью, очерк 58 Публицистический стиль. Практикум 53 54 55 56 Итоговый контроль [["Функциональная стилистика. Культура речи". Сочинение]] 60 Язык художественной литературы и его отличия от других функциональных разновидностей языка 61 Язык художественной литературы. Практикум 59 Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы 1 введите введите значение значение 1 введите введите значение значение 1 введите введите значение значение 1 введите введите значение значение 1 введите введите значение значение Дата изучения введите дату введите дату введите дату введите дату введите дату Электронные цифровые образовательные ресурсы [[]] [[]] [[]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2982]] введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab2af4]] введите [[]] 1 введите значение введите значение 1 введите значение введите значение 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab2c48]] 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab2ea0]] 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab3026]] 1 введите значение 1 введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[]] дату 1 введите значение введите значение введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab318e]] 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение введите [[]] дату введите [[]] дату введите [[Библиотека ЦОК дату 1 62 Основные признаки художественной речи 1 63 Основные признаки художественной речи. Практикум 1 дату № п/п Тема урока Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы Контрольная итоговая работа 1 1 65 Повторение изученного. [[Культура речи]] 1 66 Повторение изученного. [[Орфография. Пунктуация]] 1 введите значение введите значение введите значение введите значение введите значение 67 Повторение изученного. [[Текст]] 1 введите значение введите значение 68 Повторение изученного. [[Функциональная стилистика]] 1 введите значение введите значение 68 5 0 64 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Дата изучения введите дату введите дату введите дату Электронные цифровые образовательные ресурсы https://m.edsoo.ru/fbab1578]] [[]] [[]] [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab0718]] введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab360c]] введите [[Библиотека ЦОК дату https://m.edsoo.ru/fbab333c]] Литература для учащихся: 1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразова¬тельных учреждений. М.: Русское слово, 2019. 2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2009. 3. Баранов М. Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2009. Мультимедийные пособия: • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов. • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов. • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка» • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета» • Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий • Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. • Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы. Интернет-ресурсы: http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6) http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/ Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/ Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/ Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ Русский язык. Тест-экзамены, 9-11 классы http://main.emc.spb.ru/Staff/KNV/otvet/russian/RUS11.HTM Говорим по-русски! http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html Словесник http://slovesnik-oka.narod.ru/ Русское письмо http://character.webzone.ru Ономастикон. Русские фамилии http://express.irk.ru/1000/fam/index.htm Словесник http://www.slovesnik.ru Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ Русское слово http://www.rusword.com.ua Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2